Каждый из нас может стать для своего ребенка учителем, наставником, другом. А как насчет того, чтобы быть для него психотерапевтом? Это вполне реально и крайне необходимо, уверена детский психолог и игровой терапевт Любовь Мошинская.
Родители вполне могут быть терапевтами для своих детей — теми людьми, которые будут помогать им справляться с трудностями. Вы не согласны? Почему нет?
Уже слышу возражения родителей: «мы не знаем как», «мы не умеем», «пробовали и так, и так, ничего не помогает», «это психологи умеют помогать — а нам-то откуда знать, что делать».
К ним присоединяются возмущенные психологи: «Вы вульгаризируете профессию! Мы столько лет учились, а вы говорите, что так каждый может. Да у родителей один способ воспитания — окрики! Вся проблема в том, что взрослые слишком балуют детей».
Мы же с профессором Гарри Лэндретом из Техаса утверждаем: родители — лучшие психотерапевты для своих детей. Прежде всего потому, что терапевт встречается с ребенком раз в неделю, а родитель находится рядом 24 часа в сутки. Разве не убедительный довод?
Стать психотерапевтом для собственного ребенка не так уж сложно. Чем терапевт отличается от родителя? Что такого происходит в игровой комнате, чего не бывает дома? Правильно — терапевт умеет использовать определенные приемы: принятие, установление границ, эмпатию, соучастие. А главное, он следует за ребенком, дает ему свободу, не учит ребенка, что тот должен делать. И эти приемы может освоить любой родитель.
Профессор Лэндрет работает в направлении, которое он сам назвал filial therapy. Речь идет о родительских группах, где мам и пап учат приемам, которые использует психотерапевт. Группа встречается десять раз. На первых трех встречах родителям рассказывают теорию, объясняют принципы подбора игрушек. Терапевт демонстрирует свою работу — с ребенком или родителем, а потом участники тренируются друг с другом.
После третьей встречи наступает самое интересное. Раз в неделю родитель должен играть с ребенком. Всего раз в неделю. Всего полчаса. В соответствии с теми инструкциями, которые дает терапевт.
— Только раз в неделю? Всего полчаса? Почему не по два часа каждый день? — спрашивают удивленные родители.
Все просто: выясняется, что и эти полчаса в неделю найти не так уж просто.
После того как она начала с ними играть, дети сами провожали ее: «Тебе же надо на занятия!»
Но уже при первой игре с ребенком родители открывают для себя массу нового. Одна молодая мама, которая воспитывает сына-первоклассника и маленькую дочь, вспоминала — когда она сказала сыну, что они сейчас пойдут с ним играть вдвоем, мальчик изумился: «Без Ани?!» Так мама поняла, что уже очень давно не была только с ним, не принадлежала только сыну.
Другую маму дети-близняшки никуда не отпускали: плакали, хватали за руки, висли на капоте машины. После того как она начала с ними играть, дети сами провожали ее: «Тебе же надо на занятия!»
Еще одна мама, профессор, рассказывала, что у нее с сыном и так не было проблем: он любил учиться, уроки делал сам. Она объяснила мальчику, что ходит учиться с ним играть и у нее есть домашнее задание: полчаса играть с ним вдвоем. Когда полчаса закончились, ребенок спросил:
— А мы каждый день так играть будем? — Нет, только раз в неделю.
— Но, если выполнять домашние задания каждый день, можно быстрее научиться! — резонно заметил отличник.
Конечно, за этими словами крылась не только учебная мотивация. И подобные примеры можно приводить бесконечно.
Что же такое filial therapy, как перевести это словосочетание на русский язык? «Филиал терапии»? Но так не говорят… И только недавно меня осенило.
В нашем городе есть Центр семьи и ребенка. Там находится кабинет терапевта Любови Мошинской. А у этого кабинета есть филиал. Он находится дома у Васи Иванова. И в этом филиале работает терапевт — его мама. Васе очень повезло — не нужно никуда ездить, чтобы получить помощь.
Может, пора организовать что-то похожее и для вашего ребенка?
Любовь Мошинская