"Стенда́п-комедия (англ. stand-up comedy) — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям."
Я сам не особенно люблю такого рода выступления.
Обычно это напоминает мне посиделки с незнакомыми людьми, у которых есть чувство юмора и желание посмеяться, но вот только говорит всего один человек и не всегда самый смешной.
Кажется, что это невероятно сложный жанр, который должен включать в себя в первую очередь обаяние, харизму, чувство меры, вкус. А также правильный темпоритм, эрудиция, умение импровизировать и чувство времени, чтобы быть актуальным, но вместе с этим не уходить ЖКХашный юмор, который как одноразовая салфетка себя исчерпает после использования. Не слабо? А теперь добавьте к этому ещё сотни или даже тысячи зрителей, которые смотрят на тебя и ждут, что ты оправдаешь их вечер и оплаченный билет.
Кажется, что у нас стендап-комиков больше, чем на Западе. На самом деле, на Западе пробиться сложнее, но зато если человек пробивается – его знает весь мир.
У нас количество, у них качество, которое часто наши с успехом перенимают.
И всё же смотреть такое в большом количестве не очень интересно. В большинстве своём всё зависит от личности, от индивидуальности комика.
Например, лучший стендапер для меня – Дилан Моран, который, кажется, вообще не парится, если его шутки будут не злободневными. Наверное, он даже не задумывается об этом. Он выходит на сцену с бокалом спиртного, натыкается на микрофон, и начинает в него говорить.
Я люблю комиков, после выступления которых в голове остаются цитаты, которые будут актуальны всегда, а не один вечер.
Например, меня, как человека, который стал активно пользоваться смартфоном только в позапрошлом году, рассмешила фраза Дилана Морана, которому также как и мне чужды все эти технологии:
Меня часто спрашивают, почему я не пользуюсь айфоном, не веду блог или не пользуюсь соцсетями. Они упрекают меня в том, что я не иду в ногу со временем. А как мне идти ещё быстрее? Я же живу сейчас!
Это очень умный стендап, который иногда сводится к шуткам ниже пояса, оскорблениям и "прожарке" того или иного явления, но главное: он в образе, у него отличный темпоритм и чувство юмора.
Другой прямо комик, которого я люблю – Стивен Райт. Его видео очень мало и все они плохого качества и без перевода. Но это идеальный пример того, каким должен быть образ комика.
Забудьте про злобу дня, чёткую структуру повествования или связность шуток между собой. Это просто набор шуток, которые произносятся так, будто он только что их придумал, а по настроению кажется, что он и не хотел вовсе рассказывать эти шутки и, тем не менее, видно, что они проходили строжайший отбор и абсолютно каждая попадает в зал, которого уносит смеховой волной.
Стивена Райта Вы могли видеть у Джармуша в фильме "Кофе и сигаретах" – первая новелла, где он с Роберто Бениньи.
Все остальные комики этого жанра кажутся мне приемлемыми. Их можно перемотать или вовсе не дослушать до конца.
Но сам факт, что можно своим чувством юмора и своей индивидуальностью покорять зал внушает доверие и уважение даже к тем людям, чьё творчество тебе не близко или даже не вызывает улыбку, а вместе с этим думаешь, что эта наука доступна для всех: страшный ты, с дефектами, необычный, мужского или женского пола – ты можешь это делать.
Сергей Брыляков