Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Страна ОЗ» — энциклопедия новой русской жизни

Как новогодняя комедия становится настоящей трагедией современности

Почему близким по духу людям порой так сложно понять друг друга? Почему сильному легче обидеть слабого, чем понять его и помочь? И почему эти нюансы жизни превращают чей-то Новый год в драму? На эти вопросы наводит просмотр весьма незаурядного фильма Василия Сигарева «Страна ОЗ».

Эта картина, вышедшая в 2015 году, в своё время вызвала бурную реакцию как публики, так и критиков.

Люди разделились на два лагеря: одни посчитали её настоящим прорывом российского кинопроката, «арт-хаусом для всех», другие, напротив, раскритиковали картину, назвав её пошлой и скандальной.

В любом случае фильм «Страна ОЗ» не оставил равнодушным никого.

Интересна позиция популярного кинокритика Андрея Архангельского,  который, говоря об эволюции жанра новогодней комедии, блестяще характеризует картину как «антиновогоднюю комедию». Более того, Архангельский утверждает, что картина 

«ставит точный диагноз российскому обществу». 

Почему же этот фильм вызывает столь пристальное внимание и не теряет своей актуальности вот уже пять лет?

Многие благосклонные критики и зрители находят в «Стране ОЗ» весьма незаурядное отражение русской души, а самые смелые даже говорят о продолжении русской классической традиции!

Я сам смотрел эту ленту аж четыре раза, каждый раз открывая для себя что-то новое. И вас, мой дорогой читатель, настойчиво приглашаю к знакомству со «Страной ОЗ».

Характеры, представленные в картине, являются типичными собирательными образами российской современности.

Главная героиня, Лена Шабудинова, молчаливая девушка-недотрога с явными проблемами в сфере общения с людьми. В самый канун Нового года она приезжает из села Малая Ляля в огромный Екатеринбург, где устраивается работать в киоск на улицу Торфорезов. 

Сюжет строится на том, как Лена пытается добраться до заветной улицы Торфорезов, но постоянно что-то ей мешает.

А в это время на самой улице Торфорезов её ожидает другой продавец, смена которого давно закончилась. 

В фильме две сюжетные линии: история Лены, которая всё никак не может попасть на улицу Торфорезов, а также история мягкого и душевного продавца Андрея, ожидающего Лену и отмечающего Новый год в компании своего жёсткого и чересчур мужественного собутыльника со странным псевдонимом Дюк.

Кто только ни встречается на тяжком пути Лены – сексуально озабоченный бард, таксист-наркоман, «снегурочки» по вызову – и взаимодействия героини с каждым персонажем являются уникальными конфигурациями двух типично «наших», отечественных характеров. В этих конфигурациях вылезают наружу наши слабости, глупости, эгоизм, страхи перед окружающими людьми и перед самими собой.

Лена чаще всего предстаёт в качестве слушателя и причастного наблюдателя, она немногословна и беззащитна, – зачастую она ведома.

У Лены есть две дежурные фразы:

"Вы не знаете, как пройти на улицу Торфорезов?"

"А моя сестра копчик сломала!"

Их она произносит при каждом удобном случае, а её не понимают, принимая то за воровку, то за проститутку, то ещё за кого-нибудь. Лена как будто этого не понимает и не предпринимает никаких усилий объясниться.

Каждый видит в героине что-то своё, воспринимает её так, как удобно, пользуется ей. Никому и дела нет до личных проблем и невзгод Лены, никто так и не объясняет ей, как попасть на улицу Торфорезов.

Вторая сюжетная линия не менее интересная – встречающие Новый год в киоске Андрей и Дюк философствуют о жизни и о человеческой природе.

Оказывается, Андрей – писатель и человек тонкой душевной организации. Дюк критикует его тексты за сочувствие к людям со странностями.

Андрей рассказывает приятелю, что у его друга есть фантазия: он хочет, чтобы его жена оставила на нём свои экскременты.

Не привыкший лезть за словом в карман Дюк говорит:

"Твой приятель извращенец! Лучше ему не жить!"

На что Андрей со вздохом отвечает:

"Лучше..."

В процессе их длительного разговора характеры героев раскрываются с новых, порой весьма неожиданных, сторон, и кажется, что в полемике Андрея и Дюка кроется главная внутренняя полемика русской души.

Концепция сюжета – в метафоре бесконечного пути, пути вникуда, – пути, с которого вечно уводят в сторону как недруги, так и доброжелатели.

После просмотра картины остаётся тяжелое послевкусие и назойливый вопрос: а на этом ли я пути?

А подскажут ли мне дорогу до сокровенной улицы Торфорезов?

И если подскажут, то правильно ли?

И нужно ли вообще идти на эту улицу?

Каждый из нас в этом мире – немного Лена Шабудинова из Малой Ляли.

И каждому зрителю «Страны ОЗ» я желаю не потеряться на своём жизненном пути.

Олег Зверев

654


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95