В фильмах питерского режиссера Виталия МЕЛЬНИКОВА — таких, как «Хозяин Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана», «Луной был полон сад», — есть
— Виталий Вячеславович! Какую сказку в детстве вы больше всего любили? Какие вообще в жизни складывались отношения со сказкой?
— Какая сказка была любимой, не помню за давностью лет. Но в принципе со сказкой у меня все хорошо, без этого и
— Расскажите, как это было!
— Я вырос под Ханты-Мансийском, в местах ссыльных — родителей репрессировали и сослали в те края. С детства любил искусство. С
Сначала долго плыл до Тюмени на пароходах, которые топились дровами. Когда дрова кончались, мы высаживались на берег, пилили лес. Трудовое участие и было моим «проездным билетом». Потом повезло — удалось проникнуть в военный эшелон, который шел на Запад. Так и добрался до столицы. Но приемных экзаменов во ВГИК тогда не было. Почти год болтался по незнакомому городу, подрабатывал, где мог, ночевал в общежитии, дожидался экзаменов.
Когда дождался, выяснилось, что поступать имеют право только иностранцы или пришедшие с войны солдаты. Набрался храбрости, отправился к директору института, показал ему свидетельство об окончании средней школы с золотой медалью, рассказал свою историю. Особенно директора потряс мой аттестат.
Бумаги тогда не было, и диплом представлял собой обертку от консервов, на одной стороне которой были изображены
К тому же одним из членов приемной комиссии, которому я пересказывал наизусть виденные фильмы, оказался Сергей Юткевич. Он был растроган, так как выяснилось, что боевая кинохроника, которую я пересказывал, снята именно им.
И еще один элемент сказки. В то время во ВГИКе лидером был Эйзенштейн, и он пропагандировал теорию «чистого листа бумаги», то есть надо брать на обучение молодых, чистых, неискушенных, неиспорченных образованием студентов и лепить из них то, что захочется. Я и показался им таким «чистым листом бумаги».
— Да, настоящая сказка! Как вы думаете, сегодня возможно, чтобы человека «ниоткуда» взяли в престижный вуз?
— Сказка всегда возможна! Пока человек жив, он должен верить и надеяться!
— Ваши фильмы становились воистину народными. Вам удавалось создавать на экране какого-нибудь удивительного героя, очень узнаваемого, очень распространенного, со всеми его поступками, словечками… Так задумывалось или выходило само собой?
— Всегда непреднамеренно. Я жил среди народа, общался с обычными людьми, дружил с ними, мне ничего не нужно было придумывать, я воссоздавал типичных персонажей из своего окружения.
— Но потом появились более сложные герои — изломанные, рефлексирующие, например, в вашей картине «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота».
— На самом деле герои, даже если они кажутся очень простыми, незатейливыми, — всегда сложные, всегда трудно воссоздать психологическую правду, достоверный образ.
— Среди великолепных актеров, которые прошли через ваши фильмы, был ли актер номер один, главный в вашем режиссерском творчестве?
— Не люблю деления по номерам. Конечно, я подбирал актеров, которые мне близки по духу, с которыми мне легко. Постепенно обрастал своей командой. Собираясь ставить новый фильм, примерял, кто сыграет — Евгений Леонов или Олег Даль, например…
С оператором Юрием Векслером, ныне покойным, мы работали вместе, начиная с «Семи невест ефрейтора Збруева» и заканчивая «Царской охотой».
Самое удивительное, почти сказочное: за свою долгую режиссерскую биографию я ни с кем не рассорился, ни с кем из моих актеров мы не стали врагами. А это часто случается. Все — творческие индивидуальности, у всех разное видение, и часто происходят истории драматические, даже трагические…
— Те, кто видел ваш новый фильм «Агитбригада «Бей врага», в один голос отмечают необычайную живость и жизненность персонажей, сюжетов, диалогов. Опять же народность, реалистичность. Исполнитель главной роли Виктор Сухоруков
— Новаторского в этом ничего нет, уже были такие фильмы.
— Именно были, но давно, не здесь и не сейчас…
— Был «Амаркорд» Феллини… Слово «амаркорд» переводится примерно как «я вспоминаю…». Вот и моя лента родилась из воспоминаний детства и юности. Началось с того, что я стал набрасывать биографические заметки. И вдруг почувствовал, что хочу снимать это. Режиссер во мне победил писателя. От книги я перешел к написанию сценария. И вот получился фильм…
— Не кажется ли вам, что при нынешнем внешнем буме отечественный кинематограф переживает в действительности не лучшие дни. Будто бы все снесено ураганом, остались голая земля и люди, которые ничего не умеют и не помнят… Заново учатся вглядываться в лицо героя, строить реплики, закручивать сюжет…
— Я давно живу на свете, и все это уже не раз было. Помню, как кинорежиссеры стонали: «Всё! Всему конец! Всё умерло! Кинематограф умер! Сценаристов нет!» Но потом приходило на эту пустоту новое поколение, дерзкое и талантливое, и выяснялось, что ничего не умерло.
— Но сейчас многие молодые и дерзкие делают
— Когда-нибудь и это пройдет. За дело возьмутся те, кому нравится быть бедными, но честными; и они будут делать то, что считают важным, а не то, за что хорошо платят.
— Вы обнадеживаете! Значит, нынешняя эпоха — просто подготовка для следующего художественного рывка…
— Это идея композитора Каравайчука. Отсмотрев снятый материал, он долго думал, а потом сказал: «Нет! Ничего для фильма писать не буду! Здесь нужна классика!».
— И попал в точку, найдя нужный музыкальный ряд.
— Интонацию. С Каравайчуком меня связывает многолетнее сотрудничество. Начинали еще на картине «Мама вышла замуж».
— Говорят, Каравайчук — большой оригинал. Как вы с ним уживаетесь?
— Любой творческий человек оригинален, ему присущи и вольнолюбие, и чудачества. Был период, когда на «Ленфильме» сменили систему оплаты работы оркестрантов. Раньше платили за результат, а тут стали платить за количество репетиционных часов. И Каравайчук взбунтовался, он заметил, что оркестранты начали халтурить, отбарабанят предписанное количество времени и убегают.
За этот бунт начальство его невзлюбило, стали прижимать, без работы оставлять. Но тихой сапой я его к своим замыслам привлек, вернул на киностудию.
— А вы общались с Вампиловым?
— Не был знаком с ним. Он погиб за год до того, как я стал ставить свой первый фильм по его пьесе.
— Удивительно! Создается впечатление, что вы с ним дружески взаимодействовали, были духовно близки, совпали, что называется…
— Так это естественно! Мы оба сибиряки, из глухой провинции. Все, что Вампилов показывал в своих пьесах, мне хорошо знакомо.
— В ваших фильмах люди живут вроде бы далеко от столиц, но в их домах кипят нешуточные страсти, есть место порокам и добродетелям, сердечности и жестокости…
— Это может удивлять только неисправимую горожанку. На самом деле провинции нет. У нас, в глубинке, была прекрасная школа, высокообразованные учителя с огромным кругозором. Правда, в ту пору они числились среди ссыльных или были их детьми… Но это была весьма условная провинция.
— Почти вся ваша творческая деятельность проходит на берегах Невы, биография тесно связана с Санкт-Петербургом. Какие места в России вам все же ближе?
— У меня три родины. Место на русско-китайской границе, где я родился. Поселок Цынги под Ханты-Мансийском, где провел детство и учился в школе. Название его происходит от слова цынга… Места печальные, ссыльные, но я о них вспоминаю с теплотой, здесь сформировалось мое мировоззрение. И вот — Ленинград. Тут живу полвека, тоже мой родной город, где я все знаю и люблю.
— В
— С перестройкой. Надоели агитационные пропагандистские сюжеты, в которых персонажи плакатно взывали к
— И вечный вопрос отцов и детей…
— В том, что совершил Петр Первый, приказав казнить своего сына, я вижу
Надрыв в нравственном законе, который нарушил Петр, повлек за собой существенно важные изменения. Я снял три картины — «Царская охота», «Царевич Алексей» и «Бедный, бедный Павел». Теперь появилась возможность все эти три фильма выстроить как последовательную во времени трилогию — на DVD, например. Есть проект сделать шесть серий для телевидения по отснятым фильмам — о становлении российской империи.
— Империи больше нет. Какие чувства вызывает нынешнее состояние общества?
— Великая держава не может рассыпаться на осколки,
— С царскими династиями вы разобрались, а как относитесь к кинематографическим кланам? Ваши дети тоже в кинематографе?
— Нет. Одна дочь косвенно связана с кино: занимается фестивальным движением. Вторая окончила восточный факультет СПбГУ, написала диссертацию, ее пригласили в Японию читать лекции. Теперь там живет и работает. Преподает древнюю японскую литературу.
— И внуки ваши — японцы?
— Нет, у нас русская семья. Часто бываем вместе.
— Отдыхаете?
— Когда говорят об отдыхе, я не понимаю, что это такое.
— То есть вы только что закончили работу над фильмом, и уже брезжит
— Об этом рано говорить, но меня потрясла история последней влюбленности Чехова… в петербургскую писательницу Авилову. Очень трогает…
Беседовала Ирина ДУДИНА