Минобразования живет по своим законам. В настоящее время всерьез рассматривается проект приказа о порядке отчисления учащихся вузов. Администрации учебных заведений даются фактически неограниченные полномочия для давления на студентов. Их могут отчислить и за участие в непонравившихся акциях и за нарушение, по мнению руководства, норм этики. А сюда может попасть, например, запись в блоге, где критикуется преподаватель.
Четкие нормы отчисления и список нарушений в проекте отсутствует. То есть все отдается на откуп ректората. И остается рассчитывать только на его лояльность.
Хорошо ли это? Несомненно, порядок и дисциплина в вузах нужна. Но столь жесткие меры могут привести к изгнанию неугодных и солдафонству, что противоречит самому духу истинного образования, где знания рождаются в дискуссии.
Студенчество всегда славилось своей вольницей. Правда, до хорошего это зачастую не доводило, но право на свое мнение, выступления и прочие радости внутрисеместрового разгула у них никто не отнимал.
Да, нередко их пытались утихомирить или поприжать, но все это играло против тех, кто придумывал жесткие правила, ограничивающие самую образованную и думающую часть молодежи.
Это происходило и в средневековой Европе, когда студенты не просто отстаивали свои права, но и становились постоянной темой обсуждения и уступок со стороны властьпредержащих. Это было и во время парижской осени и пражской весны, в сеульских волнениях и уж несомненно в Китае, на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Последний, пожалуй, самый известный протест, зародившийся в среде студентов. Жестоко подавленный и замалчиваемый внутри Китая до сих пор, но от того не ставший бессмысленным.
В нашей стране студенты тоже были во все времена на гребне политических и прочих изменений. Будь то довольно мирный и официальный фестиваль молодежи и студентов или московские демонстрации конца 80-х, где именно студенты выступали заводилами.
Студенчество – лакмусовая бумажка происходящего в обществе. И если общество эту бумажку пытается спрятать подальше, то делает хуже только себе.
У нас очень часто все делается по правилу, выведенному еще Виктором Черномырдиным: хотели как лучше, а получилось как всегда. Прежде чем рубить лес, надо подумать, что вырастет на его месте. Если запрещать, то думать, куда рванет скопившийся пар.
Наверное, Министерство образования, как ведомство, которое должно знать правила педагогики априори, это обязано не просто помнить, а повторять как молитву каждое утро. От него зависит не только программа государственного образования, но и то, кто будет ее выполнять лет через десять, и кто после полученного по этой программе образования будет укреплять могущество страны.
Мир меняют не только отличники. По команде «смирно» шаг вперед не сделаешь…
Олег Фочкин