Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как идёт судебный процесс. Если для тех, кто участвует в нём, этот процесс кажется бесконечно долгим, мучительным и скучным, то для наблюдателей всё совсем иначе.
Судебный процесс — это шоу, это настоящее искусство, это спорт и это азарт. Казалось бы, простой юридический процесс, который нужен, чтобы разрешить спор (которого иногда даже и нет на самом деле). Но это только внешняя оболочка суда, созданная для тех, кто не хочет и не будет вдаваться в подробности. На деле же это огромный механизм, который включает в себя элементы ораторского мастерства, расследования, разработки стратегий и многого другого!
Судебные шоу — именно так называется этот жанр — существуют во многих странах мира, однако в России они появились в 2004 году, после того как в эфир вышел первый выпуск программы «Час суда». Эта программа подарила нам Павла Астахова, который ещё долгое время был ведущим, а не государственным деятелем, множество эмоций и целую кучу подобных передач: «Судебные страсти», «Дела семейные», «Судиться по-русски», «Суд присяжных». Конечно, в большей степени все эти передачи имели развлекательный характер, однако смотреть их можно было не только из-за этого.
Ещё во времена до нашей эры суд включал в себя элементы шоу, на которое могли прийти совершенно любые люди. Вот только это были не скучные разборки прокуроров и адвокатов, а эдакий батл, в котором успех зависел от того, насколько убедительно прозвучала ваша речь. Причём на результат влияет не столько доказательная часть, сколько ораторские навыки, умение польстить судьям, которые будут принимать решение, а также способность выстраивать историю таким образом, чтобы ей «захотелось» поверить. И если стать участником судебного процесса тогда мог практически любой человек, то достаточным уровнем грамотности, чтобы написать текст своего судебного выступления, обладали единицы.
Так появилась профессия логографа — «ритора», который писал тексты истцам и ответчикам (а иногда и тем, и другим в рамках одного и того же дела). Труд этого человека стоил недёшево, но зато обладатели такого текста становились гарантированными «фаворитами» суда.
Эти тексты привнесли в суд новые направления и образы мышления, благодаря которым люди перестали делить всё исключительно на чёрное и белое: теперь убийство человека не обязательно было непростительным поступком — если человек правильно подаст историю, он станет несчастной жертвой, которой к этому убийству буквально пришлось прибегнуть (Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена).
В наше время никаких особенных изменений не произошло, особенно если мы говорим про суд присяжных: любое дело может принять «неверный» исход просто потому, что мёд, который один из участников процесса вливал в уши, был слаще. В данном случае присяжные — это не просто зрители, которым достались VIP-места, но и обладатели особого пульта. С помощью этого пульта они могут без регистрации и СМС выбирать свою концовку событий.
Каждое дело — это битва разумов,
в которой любая из сторон может в любой момент перевернуть игру просто потому, что соперник допустил ошибку из-за человеческого фактора.
Следить за судом — это как смотреть важнейший шахматный матч — никогда не знаешь, что запасено у противника. И чтобы в точности передать это чувство в художественном произведении нужен настоящий талант (в отличие от создателей «Час суда» и иже с ней).
Во многих произведениях классиков задействован суд и судебное разбирательство, но, наверное, лучше всего всё это действие удалось продемонстрировать мастеру психологического триллера и нашему соотечественнику Фёдору Михайловичу Достоевскому в романе «Братья Карамазовы». В этом произведении суд занимает большую часть и является развязкой, но его можно считать полноценным отдельным произведением просто потому, что количество событий, включённых в эту часть книги, зашкаливает. Автор постоянно держит в напряжении и не даёт читателю понять, кто же опытнее и чья речь побьёт другую — прокурора или защитника. Мы аплодируем вместе с залом, мы охаем вместе с «поддержкой», мы наблюдаем яростную схватку интеллекта и харизмы. Однозначно один из гениальных моментов в произведениях Достоевского.
Если в случае с Достоевским сцена суда была развязкой, то в фильме (и книге) «Убить пересмешника» суд можно считать кульминацией — именно к этому бессмысленному событию, которое вскрывает все печальные реалии современного общества, герой готовится на протяжении всего предыдущего действа.
«Двенадцать разгневанных мужчин» — концепцию которого «позаимствовал» для своей ленты «12» Никита Михалков — это уже не столько история про противостояние защиты и обвинения, сколько фокусировка на суде присяжных, где именно от этих людей зависит судьба. Суд — это лишь небольшое двухминутное вступление, которое не несёт никакого смысла, так как законодательство в данном случае не играет роли и всё сосредоточено на человеческом факторе в руках беспринципных и незаинтересованных лиц, чьи голоса решат судьбу одного несчастного, но не изменят всей системы.
Если фильма для вас слишком мало и вы не успеваете насладиться всей прелестью и всеми тонкостями судебного процесса, то вам подойдёт первый сезон сериала «Американская история преступлений», который посвящён делу американского футболиста О. Джея Симпсона, который обвиняется в убийстве своей бывшей жены.
Здесь переплетается всё: и расовые распри, и разница между людьми известными и простыми. Сериал затрагивает каждую деталь, начиная с образов защиты и прокуратуры, выстраиваемых в СМИ, заканчивая точно воссозданными сценами из зала суда, где футболист примеряет перчатку или прокурор начинает рыдать из-за своих детей.
За этим делом внимательно следили в США, его транслировали практически по всем телеканалам, поэтому в художественном продукте удалось передать тот дух документальности, который необходим судебным процессам.
Наконец, для тех, кто интересуется играми, хочется посоветовать увлекательный квест Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy, в котором вы берёте на себя роль адвоката. Это самый настоящий симулятор судебного процесса: вы должны выслушивать спикеров, воссоздавать момент преступления, пытаться в нужном месте приплести улики и, конечно, говорить «Протестую!». Подобных игр много (например, «Пуля-доказательство», где место действия происходит уже не в суде, а в особняке, но концепция от этого не сильно меняется), но эта является самой культовой и каноничной, поскольку выходила ещё на древних консолях.
А какие у вас любимые произведения, связанные с судом? Расскажите в комментариях!
Роман Морозов