Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сюрреалистический строй

«Щелкунчик» из Женевы на Dance Open

На сцене Александринского театра состоялся российский дебют молодого бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена: фестиваль Dance Open включил в программу его версию «Щелкунчика» в исполнении Большого театра Женевы. Из Санкт-Петербурга — Татьяна Кузнецова.

Йерун Вербрюгген, еще четыре года назад благополучно танцевавший в Балете Монте-Карло, сегодня числится восходящей звездой европейской хореографии. Своего «Щелкунчика» он поставил в Большом театре Женевы на заре карьеры — в 2014 году. Молодой хореограф, не закомплексованный классикой, не оставил камня на камне от авторской партитуры Чайковского. Номера балета он перемешал, как винегрет, начав спектакль с середины четвертого эпизода — «Появления Дроссельмейера». Комически-инфернальную тему, на которую в классических редакциях обычно танцуют механический Арап или Черт с Чертовкой, Йерун Вербрюгген сделал лейтмотивом всего балета. Он отдал ее Дроссельмейеру, своему alter ego, егозливому веселому клоуну-Мефистофелю в эстрадном фраке. В этом «Щелкунчике» гиперактивный Дроссельмейер действительно мотор сюжета: именно он подвергает девочку Мари, угнетенную превратностями пубертатного периода, различным испытаниям на пути к инициации. Такая идея не противоречит канону: даже самые невинные «Щелкунчики» — балеты о взрослении, о первой влюбленности.

Однако решительный бельгиец отказался от традиционных атрибутов этой рождественской сказки. В его постановке нет ни родителей, ни елки, ни снежинок, ни Конфитюренбурга с его сладостями (или танцами разных народов) — благодаря перетасовке музыкальных номеров хореографу удалось избавиться от статичного дивертисмента второго акта. Получился балет стремительный и достаточно логичный. Но это логика сюрреалистического сна.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Балетмейстера Йеруна, кажется, вовсе не заботит, поймет ли публика ход его мыслей и значение бесчисленных метафор, облеченных художниками Ливией Стояновой и Ясеном Самуиловым в чрезвычайно причудливые формы. Даже опытные дешифровщики теряются в догадках, что, например, означают круглые игольчатые шары цвета коралла, заменяющие головы Принцу и его двойникам,— опасную безликость или подростковую ершистость? Зато метафора ранимости подана с буквальной наглядностью: Принц, уязвленный отсутствием пылкости у Мари, оказывается без кожи. Следующие несколько эпизодов он выглядит ожившей картинкой из медицинского атласа — до тех пор, пока три обольстительницы под сладострастную музыку арабского танца не освободят бедра Мари от маленьких фижм — ореховых скорлупок детской закомплексованности. После чего героиня, оставшаяся в пушистых коротких шортах, сможет полюбить своего Принца уже не по-детски.

Конечно, художники добавляют балету интригующей красочности: барочные рамы зеркал и дверей с сюрреалистически торчащими из них руками; цветочная лестница, выпадающая из звездного неба; дымы, инфернальный свет. Но и необузданная фантазия хореографа впечатляет не меньше, в особенности длительные кордебалетные вальсы, столь трудные для постановки. Вместо вальса снежинок Йерун сочинил танец двойников Мари, являющихся из осколков разбитого ею зеркала: буйные и агрессивные, они закручивают на сцене настоящий смерч с помощью беспрестанных перестроений и катающихся зеркальных рам. Во втором акте кружатся в вальсе фрачные копии Дроссельмейера и Принца в цветочных полумасках, и беспрестанная смена рисунков их танца усугубляется неистовым размахиванием вытянутыми руками — так предсвадебное волнение героев материализуется в массовом танце.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В движениях и комбинациях для солистов и корифеев бывший виртуозный танцовщик Вербрюгген основывается на собственных природных данных и физических склонностях. Все артисты двигаются невероятно быстро, резко, на полу отрываются в облагороженном брейке, ноги швыряют, будто отрезанные, а пируэты вертят, как ужаленные. А вот в лирических дуэтах не склонный к сантиментам Йерун прибегает к помощи бывшего шефа, хореографа Майо. Это из его арсенала позаимствованы широкие профильные выпады героев, любовные уколы пальцем в живот, ласковые бодания головой и неразрывные поцелуи. Ошеломленная публика Александринки, выросшая на академическом «Щелкунчике», долго хлопала в такт на музыкальных поклонах, так и не призвав в этом безбашенном и легкомысленном спектакле благостной сказки своего детства.

Источник

337


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95