Не так давно у меня был срочный ввод в спектакль. Это означает, что нужно срочно заменить актёра, который обычно занят в спектакле.
На ввод у меня было два дня.
Прожжённые театралы удивятся: какой же это «срочный ввод»?! Срочный ввод – это когда играешь без единой репетиции, а в идеале вообще в этом спектакле не играл. Выходишь, не зная текста (самое большее – читаешь его до своего выхода), выходишь на сцену и играешь роль, будто всю жизнь только её и репетировал. У меня такое было лишь однажды, но это была четырёхсекундная пробежка с одной репликой. Артист тогда просто опоздал на свой выход...
За удачный «срочный ввод» когда-то даже получали премии, и довольно приличные.
Ещё бы!
Мизансцены, атмосфера, задачи, отношение к партнёрам, персонажам, знание материала, по которому выучен текст – всё то, что делают актёры с режиссёром несколько месяцев, нужно исполнить «здесь и сейчас»!
А если роль в стихах?
У моего отца был подобный случай. Спасло то, что он сам пишет стихи и песни и поэтому проблем с размером, ритмом и мелодикой стихов у него нет. Он прочитал текст перед самым выходом, вышел на сцену и отбарабанил текст на одном дыхании. Когда вышел за кулисы и его спросили, как он это сделал, он ответил:
«Спросите хотя бы одну строчку, которую я сейчас прочитал – ни одну не помню».
У меня же было два дня. Но это был пластический спектакль с танцами и двумя большими монологами, не считая простых реплик и четырёх переодеваний в разных местах. Один монолог состоял на 15 % из итальянских слов, а второй из имён и разных наименований. Добавьте к этому постоянные перестановки декораций, которые я увидел только на второй день. Ах, да... Спектакль я этот никогда не смотрел. Ни на записи, ни вживую.
Что помогает в таких случаях?
- Разумеется, команда.
Ребята держались со мной рядом и за кулисами, а я иногда прямо на сцене просил намекать, что будет дальше.
- Конечно, адреналин.
Можно дать этому и другой термин – собранность. Я верю, что можно влиться в нужную атмосферу и создать спектакль хоть за неделю-полторы, но для этого нужно, чтобы каждый человек работал так, как работает один вводной. Это возможно.
Обострить всё своё внимание, освободить голову от посторонних вещей и думать только о том, что сейчас будет происходить.
Если бы так делал каждый работник в любой профессии и деятельности, уровень КПД был бы чрезвычайно высок.
- И удовольствие от работы.
Да, это стресс. Пришли люди, которые заплатили за билеты, и им нет дела, что кто-то кого-то заменяет. Они пришли на спектакль. Как и плевать человеку, у которого течёт кран, какой именно сантехник к нему придёт. Главное, чтобы работа была сделана.
Получать удовольствие от этого процесса невероятно важно, потому что если этого не будет, то любая роль станет пыткой.
Самым приятным откликом на мой удавшийся ввод, были даже не объятия и слова благодарности от режиссёра, похвала коллег, а то, как во время репетиции одна бывалая актриса перед нашим с ней выходом, сказала: «Ну, всё будет хорошо. Я вводов всегда боялась больше всего на свете и ладно, когда классическая постановка, а тут всё... Танцы, перестановки... Но ты молодец. Меня восхищает то, с каким юмором ты всё это делаешь».
Сергей Брыляков