Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Таганка: Комедия, да не только!

Новый сезон Театра на Таганке под руководством Валерия Золотухина начался с новой, шестой за год, премьеры

В прежние годы по телевидению часто шли спектакли по пьесам А.Н. Островского «Бедность – не порок», «Доходное место», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»... Постановки были интересные и напоминали по своей колоритности реалистическую жанровую живопись художника Павла Федотова.

В школах старшеклассники изучали «Грозу», а в гуманитарных вузах студенты вгрызались в творчество Островского, вопросы по его пьесам включали в экзаменационные испытания и будущих филологов-русистов, и журналистов. В постсоветский период Островский, так сказать, сошел со сцены, стал своего рода анахронизмом, уже как бы и не отвечающим духу обновленной России.

Поэтому когда несколько месяцев назад прошел слух, что Владимир Мирзоев ставит на сцене Таганки спектакль по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», это удивило многих. Островский казался чересчур традиционным для такого современного, авангардного театра. Кое-кто даже предположил: а не превратится ли Таганка в еще один Малый театр?! А потом всполошились «староверы»: Мирзоев-то с Островским не церемонится, трактует и просит играть по-своему, аж с акробатикой.

В день открытия нового сезона на Таганке состоялась предпремьера. Причем при таком аншлаге, которого дай Бог каждому театру! В зале и на бельэтаже не было ни одного свободного места, зрители сидели даже в проходах между рядами, на приставных стульях, а кто-то – прямо на ступенях... Некоторые стояли у центральных дверей зала, между бордюрами, и смотрели спектакль оттуда.

Впрочем, я сидела на своем излюбленном боковом откидном кресле в четвертом ряду. И своими глазами видела и спектакль Островского-Мирзоева, и феноменальный успех представления у зрителей!

Напомню тем, кто подзабыл сюжет. Г лавный герой спектакля, молодой человек по фамилии Глумов живет в бедности и нищете, снимает на двоих с матерью комнату... Он мечтает найти «покровительство» в лице своего влиятельного дядюшки по фамилии Мамаев и жениться на богатой невесте, у которой 200 тысяч рублей приданого. Выбиться – наконец – в верхи общества, сделать карьеру.

Действуя по заранее разработанному плану, обводит всех вокруг пальца и почти достигает своей цели, но... разоблачает себя своим дневником, который регулярно ведет.

– Дневник Глумова – это записки подлеца, им же самим написанные! – самокритично восклицает Глумов. И готовится к худшему – так сказать, к суду «линча» над ним со стороны оскорбленных им людей.

Впрочем, поскольку «На всякого мудреца...» – комедия, все там, в конце концов, кончается не самым худшим образом. Представители элиты понимают, что Глумов, который не только «умен, зол и завистлив», но глумлив, талантлив и предприимчив, полезен им, а значит он им нужен, может быть полезен... Загладить возникший конфликт, взять проштрафившегося молодого человека под свое крыло берется жена Мамаева, которая питает к Глумову далеко не родственные чувства.

Глумова на премьерном показе сыграл студент четвертого курса Щукинского училища Сергей Беляев. Играл великолепно! Раньше я видела этого артиста в эпизодических ролях – в «Венецианских близнецах» (роль одного из солдат-гренадеров), в «Докторе Живаго» (студент). Теперь он заявил себя в главной роли и справился с задачей на пять с плюсом! На этом образе держится весь спектакль!

Другие артисты также не подкачали. И Иван Рыжиков (Мамаев), и Анастасия Колпикова (жена Мамаева), и Мария Матвеева (Машенька), и Филипп Котов (человек Мамаева), и Сергей Ушаков (Городулин), и Екатерина Рябушинская (мать Глумова), и Любовь Селютина (Манефа), и Лариса Маслова (Турусина), и Михаил Лукин (Курчаев), и Феликс Антипов (Крутицкий)...

Все создавали совершенно оригинальный спектакль, какого раньше не было ни на одной сцене страны. Нам показали Островского XXI века, показали, что он весьма и весьма современный драматург, сумевший разгадать такие слабости и недостатки людей, которые переходят из века в век, и никакая новая реальность не уводит человека от самого себя.

Общество одолевают все те же страсти – любовь, деньги, власть, карьера...

Пожалуй, меняются лишь какие-то внешние условия и реалии жизни и... наряды.

Герои нового века театра Островского пользуются душем и телефоном, обсуждают текущие политические новости и проблемы трудоустройства...

Мамаев пристраивает Глумова на службу к Крутицкому писарем, а точнее – «референтом», если говорить современным языком, и Глумов пишет трактат «О вреде реформ вообще».

– По-моему, «вообще» – это лишнее слово, говорит ему Крутицкий.

– Да нет, в нем-то и скрыт самый главный смысл, – отвечает Глумов и читает один из артикулов трактата: мелким чиновникам жалованье не прибавлять, а прибавлять жалованье только высшим чинам и большим начальникам.

Комедия полна юмора, как и подобает комедии. Причем в ней присутствует ирония не только Александра Николаевича Островского, но и Владимира Мирзоева, который, надо признать, своим ерничеством довел контекст комедии до гротеска.

Нельзя без смеха смотреть на эксцентрично-пикантные сцены с «клубничкой», когда Мамаева пытается соблазнить Глумова, и соблазняет его, и они предаются плотским утехам и наслаждениям, при этом делая такие виртуозные акробатические этюды и кульбиты, которые не каждый циркач сможет исполнить.

Есть в спектакле и более тонкий юмор, который артисты передают через мимику, через выражение лиц, через жесты, через интонации...

В конце спектакля все герои, все персонажи, включая и богомольных приживалок, вдруг погружаются в... рок-н-ролл! Неожиданный финал спектакля, которого, конечно, нет у Островского, но он есть в новом прочтении его пьесы! Комедия да и только!

За год в репертуаре Театра на Таганке прибавилось – такого не повторялось в истории Таганки с 1964 года! – шесть новых спектаклей:

«Венецианские близнецы» Карло Гольдони и Паоло Ланди,

«Калека с Инишмана» Мартина Макдонаха и Сергея Федотова,

«Король умирает» Эжена Ионеско и Кшиштофа Занусси,

«Двенадцатая ночь» Вильяма Шекспира и Ренаты Сотириади,

«Наташина мечта» молодого драматурга Ярославы Пулинович и Юрия Ардашева.

И вот – «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского и Владимира Мирзоева.

1316


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95