В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой режиссер Иван Поповски поставил спектакль под названием «Времена… Года…». Вряд ли за последнее время театру удавалось столь радикальное антигламурное высказывание, да еще и поданное в таком высокотехнологичном формате.
Жанр нового спектакля Театра музыки и поэзии определить можно только через отрицание: невербальный театр. Потому что единственное, чего в нем нет, — это слов. Авторский подзаголовок «Концерт без слов» — лукавство: никакой это не концерт, а настоящий спектакль с внятным философским сюжетом, трогательной символичной историей, идеально выстроенной формой, кульминацией, мощным финалом. Но это вовсе не интеллектуальные игры на трех стульях. В спектакле — красивейшие и явно дорогие костюмы (Ирина Ютанина), сложные, изобретательные декорации (Константин Лебедев), изысканный играющий свет (Владислав Фролов), высокохудожественный видеоарт (Юлия Михеева), огромное количество эффектных постановочных приемов с использованием самых современных компьютерных технологий. Казалось бы, налицо все внешние признаки шоу. И все же трудно представить себе спектакль, который столь явно противостоял бы антрепризной пошлости и коммерческому гламуру актуальных театральных форм. Наверно потому, что главную роль в нем играет Музыка. Музыкальный руководитель спектакля Олег Синкин создал выдающуюся композицию на основе сочинений Вивальди, Чайковского и Пьяццолы, непостижимым образом соединив первоначальное авторское звучание с новыми образами. А восемь музыкантов (струнный квартет, гитара, аккордеон, клавиши и перкуссия) и четыре актрисы (Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова и Елена Пронина) великолепно ее сыграли и спели. Спели, заметьте, без единого слова.
Режиссер отправляет зрителя в полуторачасовое мистическое путешествие через времена года, вернее, через времена и года: старт от безмятежного пантеизма барокко (Вивальди) с ироничной посадкой на островке модерна (Чайковский) и далее к нервной жесткости современной цивилизации (Пьяццола). Оригинальная аранжировка «Времен года» Вивальди — с аккордеоном и бонгами!!! — звучит, как ни странно, почти аутентично благодаря сумасшедшим темпам, с которыми музыканты справляются не хуже, чем знаменитый итальянский ансамбль «Галантная Европа». Четыре пьесы фортепьянного цикла «Времена года» Чайковского разложены на четырехголосие а capella. Исполнено мастерски, тем более в сочетании с картинкой: четыре наивных подростка, как бы сошедших с фотографии-сепии начала ХХ века, изображают «живые картины» в любительском театре Константина Треплева. В спектакле вообще немало условных кодов: то мелькнет персонаж с картины Шагала, то над утлой лодочкой взмахнет крыльями чеховская чайка. В финале зрители пролетят вместе с мистическими птицами (может быть, это воплощения той самой треплевской «мировой души»?) над современным мегаполисом. И, возможно, задумаются о
Екатерина Кретова