После новогоднего успеха фильма «Стиляги» о том, чем жила молодежь в
По данным работников Дома-музея Булгакова, этот роман с конца
По данным нашего опроса, совсем не созвучны молодым сердцам «Анна Каренина», «Обломов», «Мертвые души». Романы о героях-жертвах не привлекают молодого читателя. Вот что, например, говорит Наталья Бушуева, 25 лет, о романе «Обломов»: «Я не понимаю, когда книги посвящают лентяям. Книги должны вдохновлять, увлекать. Зачем мне хлам, который будет тянуть меня на дно!»
Софья Колеватых, 17 лет: «Главная мысль, которую я вынесла из романа „Обломов“: если всю жизнь лежать на диване и мечтать, ничего сверхъестественного не произойдет и мечты так и останутся мечтами. И это касается не только
Не мыслится нынче лидером человек, который, как Обломов, всеми силами защищается от активной жизни. Анна Каренина раздражает тем, что постоянно «грузится» вопросами «Где же здесь человек?» и «Когда же жить?» и в борьбе с собственной судьбой приходит к тому, чтобы «погасить свечу жизни». Слабохарактерная плеяда деградантов из «Мертвых душ» также не вызывает интерес детей эпохи стабильности. Отсутствие экшна, юмора и хеппи-энда им не по вкусу. А вот «Мастера и Маргариту» любят давно и преданно.
А
Маргарита — земная грешная женщина без предрассудков, которая ругается как извозчик и не прочь пококетничать с мужчинами. Она замужем, но любит другого. И она готова бороться за свою любовь до конца, пройти огонь и воду. Любовь очищает и придает смысл ее жизни. Любовь, по Булгакову, наряду с творчеством и есть ключ к спасению наших душ, дорога к постижению «третьего измерения» бытия.
Понтий Пилат — прокуратор, находится в борьбе между долгом и совестью. Зная, что Иешуа не виновен, он все-таки отправляет его на казнь. Он пошел против своей природы — и поэтому наказан.
Кате Семенниковой, 20 лет, близок Пилат, потому что «он — человек, который не верит в то хорошее, что внутри него есть, поэтому и в духовность окружающих не верит». Одно такое признание говорит о непростых процессах, происходящих в юных душах.
Молодые читатели так же попадают под обаяние образа Воланда. «Для меня идеал, — пишет Фролкова Виктория, 18 лет, — это Воланд. Он знает жизнь и старается людям внушить то, что
«Это человек, который ведет себя так, как считает нужным», — пишет Шлепина Надежда, 18 лет. Он, конечно, творит зло, но зло необходимое, и совершает этим благо«. Очень уж похоже это объяснение на нынешнюю трактовку культа Сталина. Действительно ли Воланд у Булгакова является прообразом Сталина, мы поинтересовались у Бенедикта Сарнова, автора романа «Сталин и писатели»:
— Интеллигенты, которые до сих пор инстинктивно стремятся понять «мистический» смысл любой деспотии, вроде сталинского «кровавого безумия», непроизвольно отождествили всевластие Воланда с всевластием Сталина. На самом деле трудно выдвинуть предположение более далекое и враждебное самой сути выстроенной Булгаковым системы мироздания. Дух сталинщины никогда не казался Булгакову «священным безумием» Воланда. Он всегда был для Булгакова «тоскливой пошлостью». И отнюдь не Воланд, а Берлиоз был для него наиболее абсолютным воплощением этого духа. Именно Берлиоз воплощает в себе представление о мире, которым свыше никто не управляет и поэтому все дозволено. О мире, где посягательство на чужую жизнь именуется безликим словом «ликвидировать», а слово «грех» неизменно берется в иронические кавычки. И именно эта Берлиозова концепция мироздания лежит в основе будничных рассуждений «товарища И.В. Сталина».
Это важное знание говорит нам о том, что и среди нынешнего поколения молодежи не перевелись еще интеллигенты, которые склонны вкладывать веера смысла во что угодно, дабы только сохранить в себе надежду, что жизнь устроена правильно, а не «вообще никак».
Выбор молодых людей мы попросили прокомментировать экспертов, хорошо знакомых с романом «Мастер и Маргарита».
Мария Однолетко
«Новая газета»