В Московском Доме общественных организаций проводились занятия по русскому языку и культуре речи для взрослых. Начались они с небольшого диктанта, с которым, как мне казалось, уж
— Как родилась идея создания вашего центра?
— В конце
Современным подросткам нужно прочесть отрывок десятки раз, чтобы наконец перестать спотыкаться о каждый звук. Они не умеют правильно выразить мысль, донести её до собеседника. Литературу не любят и считают её самым трудным предметом. Вот, к примеру, слова:
Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей.
Целая гамма чувств: и отчаяние, и страх, и нетерпение. А ребята спотыкаются на слове «ропщет». Потому что видят его впервые…
Да они даже в любви не могут объясниться! У многих нарушена связь «слух — речь — восприятие речи». Если срочно не начать заниматься с ними, мы вырастим глухонемое поколение. Куда я только не обращаюсь с предложением организовать школы русского языка для детей! Но курсы английского и даже китайского
— Вы так муштруете своих учеников! Стоит ссутулиться — и тут же ваш грозный окрик: «Что вы размякли, как кислая капуста?» Правда,
— Более того, нарушителей даже удаляю, как в хоккее, на десять минут в другую комнату. Легко ли там высиживать, кукуя в одиночестве, когда мы тут читаем монолог Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»?
На самом деле их нужно просто встряхнуть как следует, раскрепостить, иногда и шоковыми методами. Дети просто боятся читать вслух! Они эмоционально зажаты, не понимают, что читают. А в стихах ведь всё на своём месте. Вот в «Евгении Онегине»: «И голосок её звучит нежней свирельного напева». И голос читающего должен дрожать и звенеть, как свирель. А если во сне Татьяна видит, что под сугробом «большой, взъерошенный медведь» — значит, прочитать эту строчку надо так, чтобы слушатели увидели этого медведя. В школе же зубрят, «проходят», глядишь — и прошли мимо смысла и красоты стиха.
— Реалии пушкинского времени так же далеки от жизни современных подростков, как гусиное перо от мобильного телефона. Как удаётся привлечь их внимание к классике? Как вообще ребята попадают к вам в «Рождественку»?
— Ежегодно мы выпускаем по 200 человек.
Первые два урока — самые трудные. Мы стараемся, чтобы дети поняли: можно научиться говорить и писать ясно, внятно, не коверкая и не глотая слова. А потом они начинают заниматься дикцией, орфоэпией, делают упражнения на чёткость произношения. Например, считается, что скороговорки нужно проговаривать быстро, заплетающимся языком. А мы на уроках вкладываем в них интонацию, смысл, делаем паузы между словами, учимся чётко произносить звуки. И конечно, читаем наизусть отрывки из произведений классической литературы. Ребята учатся включать воображение, понимать смысл каждой строки. И литература, как бриллиант, вынесенный на свет, начинает сверкать тысячами граней.
Помните, у Есенина — «И хотя я не был на Босфоре — Я тебе придумаю о нём»? Надо так развить свою фантазию, образное мышление, чтобы вообразить то, что никогда не видел. Умение творчески мыслить важно для любой профессии, кем бы ты ни стал — инженером или врачом. Жизнь, конечно, можно прожить и без поэзии, но она будет серой, лишённой «половодья чувств».
— Александр Иванович, вы четверть века отдали Московскому ТЮЗу, учились в ГИТИСе у таких признанных мастеров сцены, как Ольга Пыжова и Борис Бибиков. И даже с Анной Ахматовой встречались…
— Просто видел её два раза, когда она гостила у знакомых. От неё шла такая мощная энергетика! Но я был слишком молод, чтобы удостоиться её внимания. Своими «учителями» я считаю соседок, доживавших свой век в коммунальных квартирах на Пречистенке и в арбатских переулках. Эти пожилые дамы имели блестящее образование — Бестужевские курсы, Смольный институт. Они делали нам замечания, если мы
Я уже давно вынашиваю идею создания клуба любителей русского языка для взрослых. Исчезает знаменитый московский говор, лежащий в основе правильного произношения, размывается под наплывом пришлых акцентов и диалектов. Мы уже не знаем, как говорили его носители — старая московская интеллигенция. Всё дальше отходим от берега русской классической словесности, правильного литературного языка и дрейфуем в море вопиющей безграмотности и косноязычия… А ведь язык — это памятник речевой культуры. И его тоже нужно охранять!
Людмила МИШИНА