Буллинг — это не модное словцо, а реальная проблема. Наш блогер, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Алёна Синкевич объясняет, чем отличается буллинг от обычного конфликта, в каких случаях должен вмешиваться взрослый и как помочь ребёнку.
«Конфликты важны для развития», «Дети должны научиться разбираться с конфликтом сами», «Не мешайте живой природе расти» — всё это мы часто слышим в адрес гиперопекающих родителей. Это справедливые, хотя и несколько гипертрофированные советы.
Почему же тогда в случае буллинга для защиты ребёнка необходимо вмешательство взрослого? Дело в разнице посылов, которые несут конфликт и буллинг.
Конфликт говорит о несовпадении мнений или жизненных позиций и направлен на выяснение доминирующей позиции или поиск компромисса. Даже если в процессе выяснения, кто прав, носы окажутся разбиты, ребёнок может вынести из конфликта опыт. Иногда отрицательный, но от этого не менее ценный для его развития.
Буллинг же — это не отрицание поступков или мнения ребёнка, а отрицание человека целиком.
Основной посыл любого буллинга — «Тебя не должно быть». Как бы жертва ситуации ни меняла своё поведение, это не прекратит буллинг, если зачинщик сам не перестанет или его кто-то не остановит. Опыт буллинга разрушителен и для жертвы, и для агрессора, и для его сторонников, и даже для просто свидетелей. Жертвы буллинга, приходя в терапию во взрослом возрасте, всегда говорят, что во время травли им приходили мысли о самоубийстве.
Ребёнок, подвергающийся травле, будет стараться казаться незаметным, исчезнуть. Он будет избегать конфликта с преследователями, подчиняться им, даже если будет приходить домой в ссадинах и синяках. Часто жертвами бывают физически слабые дети, но совсем не всегда. Подвергающиеся буллингу дети, даже если они физически сильные, не могут дать отпор и часто не могут попросить о помощи взрослых, так как они уже сломлены велением «исчезни», исходящим от преследователей.
Жертва буллинга начинает казаться себе настолько ничтожной,
что не смеет принимать участие в групповой игре, боится отвечать у доски перед классом. У такого ребёнка нет друзей в классе. Он никого к себе не зовёт и сам не ходит в гости. Как правило, ребёнок, ставший жертвой буллинга, теряет интерес к учёбе и не хочет ходить в школу. Порой он начинает спасаться в психосоматических заболеваниях, чтобы только не идти туда, где ему страшно и одиноко.
Если у вас есть подозрение, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга, пожалуйста, не думайте, что он может или должен справиться сам
Надо идти в школу или в детский сад, вступать в контакт с учителями или воспитателями и останавливать это. Буллинг — это не про то, чтобы ваш ребёнок вырос и научился чему-то новому, а про то, чтобы вашего ребёнка не стало. Работа по прекращению буллинга должна вестись по нескольким направлениям и в несколько этапов.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга:
- Родитель или другой значимый взрослый начинает подозревать, что ребёнка травят. Разговор с ребёнком может мало помочь прояснению ситуацию, потому что ребёнку трудно бывает понять, что происходит, и назвать травлю травлей.
- Ребёнок должен получать помощь психолога. Если он хочет, то на время можно изолировать его от буллеров.
- Тот, кто первым заметил или только заподозрил буллинг, должен немедленно сообщить об этом родителям, учителям или воспитателям. Если учитель/учителя не осознают, насколько это критично, надо поговорить с директором школы.
- Родителю или педагогу следует вступить в контакт с родителями зачинщика травли и главного буллера (это может быть одно лицо), информировать их и просить принять меры. Важно понимать самому, что буллеры наносят своему внутреннему миру большой вред, и объяснить это их родителям. Возможно, зачинщику травли нужна помощь психолога, об этом стоит задуматься.
- Педагогу необходимо поговорить с детским коллективом о вреде травли. Это должно происходить без ребёнка, страдающего от буллинга. Педагог и детский коллектив должны совместно искать пути выхода из этой ситуации.
- Ещё учителю надо помочь состояться контакту и общению жертвы буллинга и детей, участвующих в травле. Некоторое время педагог наблюдает и сопровождает общение детей.
- Через некоторое время после прекращения буллинга педагог запрашивает у детского коллектива обратную связь, узнаёт, как изменились их чувства и впечатления о жизни их коллектива после прекращения буллинга.
Алёна Синкевич