Когда появилось телевидение, все пророчили скорую смерть другим видам искусств. Означает ли это, что нашёлся универсальный вид искусства, который совмещает в себе все остальные?
Разумеется, нет, нет и ещё раз нет. Даже наоборот!
Телевидение – прямая противоположность кино, театру, живописи, хотя оно и может иметь элементы вышеназванных. Но всё это суррогат и не более того.
Каждый продукт, основанный на территории телевидения, обречён гнаться за рейтингом, популярностью, современностью и прибылью, а значит, подлинным искусством ТВ назвать нельзя.
Но иногда всё-таки соприкасаются искусство и телешоу. Появляются продукты, которые могут дать фору тем или иным произведениям искусства.
Я вспомню из истории телевидения несколько шоу, которые были сверхпопулярны.и суперуспешны. Для своего времени — так уж точно!
Кстати, вот ещё одна отличительная черта телевидения. Можно ли сказать, что «Мона Лиза» была в своё время очень даже ничего, а теперь потеряла свою актуальность?
Сейчас к некоторым телешоу мир охладел, а про какие-то и вовсе забыл, но их по-прежнему можно отнести к классике и выдающимся продуктам в своей области.
Шоу Эда Салливана
Самое популярное шоу 50-х, которое было создано в 1948-м и продолжалось до 1971-го. Согласитесь, немыслимо долго для телевизионного проекта, который продиктовал формат всем подобным шоу. Нашему "Вечернему Урганту" в том числе.
Каждый, у кого был телевизор, каждую неделю смотрел вечернее шоу Эда Салливана, которое совмещало в себе все жанры на свете, что и подкупало каждого американца. Любой зритель мог найти в шоу что-то для себя: стендап, цирковое и кукольное искусство, чревовещание, пародии, боксёры, рок-группы, поп-исполнители, оперные певцы, джаз, акробатика, балет, кантри, известные актёры...
Список можно продолжать бесконечно. Все новые исполнители, которые появлялись на шоу, в одночасье становились звёздами.
Самый большой пик пришёлся на 50-е, когда появился рок-н-ролл, в частности Элвис Пресли, с которым шоу заработало всемирный рекорд: его посмотрело свыше 60 миллионов людей (82% процента жителей США).
В дальнейшем этот рекорд превзошёл тот же Салливан, но уже в 64-ом году, пригласив группу "Битлз". Шоу посмотрело свыше 73-х миллионов.
В тот день, когда их показывали по телевизору, в Америке не было совершено ни одного преступления... Все были у телевизора.
На шоу также присутствовали Бадди Холли, Братья Эверли, The Doors, Creedence Clearwater Revival, Майкл Джексон, The Rolling Stones, The Beach Boys и много-много других исполнителей.
Шоу прекратило свою существование в 1971.
Ничто не вечно. Особенно если вечность зависит от рейтингов и от одного ведущего.
Шоу Бенни Хилла
Сам Чаплин, у которого были все записи этого шоу в коллекции, считал, что это самый лучший комик на свете. Неплохая протекция для телевизионного шоу, неправда ли?
Бенни Хилл – человек, чей почерк узнают из тысячи!
В отличии от Салливана, Бенни Хилл был и автором, и исполнителем одновременно. Он мог петь, смешно танцевать, пародировать и, конечно, окружал себя "ангелочками Бенни Хилла", которые делали шоу очень пикантным, а уж его знаменитые ускоренные концовки под Yakety Sax стали достоянием общественности. Эту фишку пародировали в тысячах фильмах, пародиях и мультиках...
Шоу просуществовало немыслимые десятилетия! С 55-го по 89-й! Но под конец рейтинги стали падать, Бенни Хилл стареть, а публика терять интерес к уже одноразовым скетчам и самоповторам.
Маппет-Шоу
Нам они более известны, нежели два других шоу, благодаря "Улице Сезам", где мы могли видеть всех этих персонажей. Шоу из кукольных героев, которые не раз, кстати, появлялись на шоу Эда Салливана.
Создана эта вселенная Джимом Хенсеном, который был кукловодом и озвучивал половину персонажей. Из известнейших актёров театра кукол был и Фрэнк Оз, который также озвучивал главных персонажей и "сыграл" Мастера Йода из "Звёздных войнов".
Шоу изобилует юмором, гэгами, смешными персонажами, которые приглашали суперзвёзд разных поколений, участвуя с ними в какой-либо сцене. Несмотря на куклы, это шоу было очень популярным для любых возрастов и даже сейчас (и наверняка через сотню лет) оно будет свежо и интересно смотреться.
Реслинг
Была масса ассоциаций реслинга, поэтому выбирать какую-то конкретную мы не будем. Достаточно того, что это месиво набирало свою популярность в 50-х, с появлением телевидения.
Золотая эра пришла на поздние 70-е, 80-е и 90-е, когда появились Халк Хоган, Андре "Гигант", Стинг, Голдберг, Братья Харт, Совершенный Воин, Рэнди "Мачо" Дикарь, Терри Фанк, Рик Флэр, Сид Вишез и другие...
Это редкое зрелище, которое совмещало в себе спорт, актёрское мастерство, пиро-шоу, танцы, спектакль с каким-либо сюжетом. И всё это было вживую, в прямом эфире! И хотя люди думают, что всё там не по-настоящему, рестлеры погибали прямо на ринге или были искалечены до такого состояния, что не могли выходить на него.
Что угодно могло пойти не по плану, особенно в хардкорных матчах, где использовали колючую проволоку вместо канатов, дубины, обвязанные ею же, стальные стулья, лестницы, мусорные баки, столы с гвоздями, петарды, факелы, степлеры — и всё это могло происходить в железной клетке!
Сценарий был прописан, но всё было непредсказуемо, полно импровизации и встречалось с бешеным восторгом зрителей.
Особую радость вызывали женские бои в грязи. И те, кто говорит, что это неинтересно, либо лукавят, либо они женщины...
Россия знает это зрелище благодаря урезанным показам на канале ТНТ, где комментатором выступил Николай Фоменко, комментарии которого можно слушать даже без видеоряда.
Реслинг идёт и сейчас, хотя в сравнении с временами "Халкомании" и "Нового мирового порядка" уже не так интересен из-за отсутствия иконических героев.
Ну, и Фоменко уже не комментатор, а это главное упущение.
Сергей Брыляков