Потеря чувства юмора – первый признак начинающейся деменции, именуемой маразмом. К нему можно прийти разными путями, но начало у всех одно – все дети равны в своих способностях. О правилах умственной разгрузки доктор медицинских наук Андрей Белкин.
«Гармонично развитая личность – это тот человек, который чередует интеллектуальную активность с физической, с тем чтобы не формировать застойных очагов возбуждения мозга», - говорит руководитель Свердловского регионального сосудистого центра, директор Клинического института мозга, доктор медицинских наук Андрей Белкин.
Путь к дряхлению
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Андрей Августович, правильно ли делить детей на способных и не способных? Эти качества закладываются с рождения?
Андрей Белкин: Реализация или не реализация потенциала мозга – результат внешних воздействий. Формирование новых нейронных связей головного мозга основано на опыте, на знаниях, на впечатлениях. Чем больше впечатлений, чем больше книжек читают ребёнку, чем больше его куда-то водят, естественно, тем больше возможностей развить новые связи. То есть от рождения глупых не бывает (за исключением ряда известных патологий). Так что оправдывать то, что ребёнок не реализовался, тем, что «он родился такой», неправильно. Во всяком случае, у родителей по отношению к своему ребёнку должна быть презумпция его способностей.
- Сегодня много говорится о пользе для мозга интеллектуальной деятельности. А физическая активность играет какую-то роль?
- С точки зрения мозга физическая или интеллектуальная активность – большой разницы нет. И то и другое всего лишь поток импульсов. Да, интеллектуальная активность побуждает работу одних зон мозга, двигательная – других, но в целом и та и другая необходимы. Необходимо заставлять работать весь мозг. Те, кто ограничивает свою активность только интеллектуальной деятельностью, рискуют тем, что у них формируется постоянный очаг возбуждения в зонах, отвечающих за эту деятельность. С другой стороны, они теряют нецеребральные, то есть не связанные с мозгом факторы, у них снижается уровень тренированности. Что очень плохо, поскольку теряется запас активности сердечно-сосудистой системы. Иными словами, человек с хорошей, светлой головой может просто-напросто умереть от инфаркта.
Те же, кто занимается только физической активностью, также используют только одну зону мозга, не давая активности другой, отвечающей за переработку других сигналов, от других систем, призывающих работать участки мозга, ответственные за воспоминания, за опыт. Здесь возникает другая проблема. Занимаясь только физическим трудом, по сути дела, человек идёт прямой дорогой к раннему старению, интеллектуальному дряхлению.
– К деменции?
- В том числе. Замечено также, что в большинстве случаев пациенты, перенесшие инсульт, не работали интеллектуально.
- Можно ли перетрудить мозг?
- Можно. Чем угодно – и интеллектуальной, и физической нагрузкой. Все нагрузки должны быть дозированны, кроме того, должно быть переключение – с одного вида деятельности на другой. Гармонично развитая личность – это тот человек, который чередует интеллектуальную активность с физической, с тем чтобы не формировать застойных очагов возбуждения мозга. Эти застойные очаги, повторяющиеся монотонные процессы ведут к усталости, к истощению, к защитному торможению, что может реализовываться в депрессиях, в эмоциональном упадке. Словом, речь идёт о том, что не должно быть монотонных длительных избыточных нагрузок. Любых! Всё должно быть гармонично.
- Какие симптомы выдают усталость мозга?
- Снижение продуктивности, снижение настроения, появление сонливости и головной боли или, наоборот, раздражения, возбуждения. Это зависит от психотипа человека.
Чтение – лучшее учение
- Мы действительно не используем весь потенциал мозга?
- Говорят, что да. С точки зрения формы, структуры есть много неиспользованного потенциала. Но с точки зрения физиологии… Что значит «не используем»? Мозг всегда работает. Самый высокий резерв существует в течение первых пяти лет жизни. Повторюсь, ум как совокупность знаний и опыта формируется в установлении нейронных связей. Так вот, до этого возраста способность установления связей самая большая, свободных связей очень много. Потом их количество начинает снижаться. Если к этому времени их максимально не использовать, то потом сделать это будет уже невозможно, потому что исчезает необходимый для этого субстрат. То есть связи физически исчезают.
Если человек в течение жизни овладевает новыми знаниями, он максимально использует возможности мозга.
- Мозг пластичен до конца наших дней?
- Абсолютно. Но к «концу наших дней» развитие мозга уступает необходимости поддержания его работоспособности. Просто в силу того, что жизненные обстоятельства пожилого человека приводят к тому, что снижается и сужается его нагрузка, он меньше вовлечён в производственный, интеллектуальный процесс. Если этому не противодействовать, привыкший работать мозг, лишенный нагрузки, очень быстро начинает оскудевать. И деменция, например, как раз последствие утраченной или значительно сниженной интеллектуальной нагрузки.
- Соответственно, её профилактика – это работа мозга, овладевание новыми знаниями, навыками. Какими? Люди в почтенном возрасте довольно консервативны, обучение для них значительный стресс.
- Не уверен, что здесь однозначно нужно говорить именно о новых знаниях. Здесь важна не столько цель, сколько процесс. А вот чтение однозначно является профилактикой деменции. Это интеллектуально энергозатратный процесс, поэтому чтение – это всегда хорошо. В любом возрасте.
- Любой литературы?
- Послушайте, чтение – это не лекарство, оно должно обязательно сопряжено с каким-то позитивным эффектом.
- С удовольствием?
- Ну конечно! Поэтому мы и должны выбирать чтение в соответствии со своими вкусами, установками, привязанностями.
Кроме того, абсолютно прекрасен процесс запоминания (вспоминания) стихов – это самый продуктивный процесс, это попытка создать новые связи. Столь же прекрасна деятельность, связанная с мелкой моторики: кисть руки соответствует очень большой зоне мозга. Развивая мелкую моторику, мы заставляем работать эту зону, соответственно, она хорошо кровоснабжается, то есть мы поддерживаем нормальный кровоток. Любое действие, связанное с мелкой моторикой, очень энергоёмко, поэтому очень активно поддерживает мозг. Я, например, не знаю ни одного ювелира с инсультом.
- То есть отсутствие интеллектуальной деятельности или деятельности, связанной с мелкой моторикой, - это фактор риска развития инсульта?
- Конечно. Отсутствие активности – это снижение потребности в обеспечении этой активности. А обеспечение активности идёт за счёт доставки глюкозы и кислорода – это функция кровотока. Нет потребности – нет доставки, нет доставки – начинает закрываться, опустевая, сосудистое русло. В итоге снижается мозговой кровоток.
- Почему тогда, говоря о профилактике инсульта, всё же больше акцентируют внимание на здоровом образе жизни?
- А здоровый образ жизни – это что?
- Стандартный набор: рациональное питание, отсутствие вредных привычек, достаточная двигательная активность.
- Да, это воспроизводимые меры профилактики, но они не влияют на предмет нашего обсуждения. Они в большей степени влияют на сердечно-сосудистую систему, на факторы, которые способствуют изменению просвета сосудов. Но это только часть проблемы.
- Есть мнение, что курение, например, стимулирует работу мозга, как и бокал хорошего вина. Это так?
– Нет-нет-нет, ни курение, ни красное вино с мозговой деятельностью никак не связаны. Они связаны с воздействием на сердечно-сосудистую систему. А мозг реагирует на любой раздражающий фактор. Но самым физиологичным раздражающим фактором является интеллектуальная нагрузка. Никотин – частный случай, алкоголь – частный случай. Они тоже стимулируют работу мозга, но делают это нездоровым образом. Они создают пиковую ситуацию резкой активизации, которая не физиологична и, значит, неустойчива.
Здоровый образ жизни – это всё же защита и поддержание сосудов от формирования атеросклероза, от их ускоренного старения. Но всё это никак не сохраняет активную жизнедеятельность мозга.
Рада Боженко