Пьер Бурдье в 1960-е годы совершил ментальную революцию в социологии, поставив под сомнение самый эффективный из используемых этой наукой инструментов – опрос общественного мнения. В книге «Социальное пространство: поля и практики» он прямо заявил: «Общественного мнения не существует».
Конечно, подходы к составлению опросников и формулировкам самих вопросов возникали и раньше, и впоследствии, но Бурдье покусился на саму основу, объект исследования.
Бурдье пишет о том, что нет никакого основания полагать, что у каждого человека существует некоторое мнение, и тем более, что это мнение представляет какую-либо ценность.
Вот так выглядит Пьер Бурдье (прим. редактора)
Можно обвинить исследователя в предвзятом отношении к людям – мол, все они глупы и не разбираются в подавляющем большинстве вопросов, но суть отсутствия собственного мнения учёный видел в другом.
Центральным понятием концепции Бурдье было понятие габитуса. Габитус простыми словами – это способ восприятия реальности, который формируется в процессе социализации и используется затем в принятии решений. Человек действует и ведёт себя так, как считает правильным в той или иной ситуации, но прежде формирует мнение об этой ситуации.
И здесь активируется габитус.
Появляясь на свет, человек уже обладает определённым социальным статусом, принадлежит к определённому классу, семье, национальности, религии. Таким образом, новорождённый младенец оказывается погружённым в среду, которая с первых минут начинает формировать в нём все те установки и способы взаимодействия с окружающим миром, которые в ней считаются допустимыми и наиболее правильными.
Конечно, здесь можно возразить, что каждый рождённый человек обладает индивидуальными чертами, обусловленными его природой: типом нервной системы, генетическим кодом, врождёнными свойствами, не зависящими от социального статуса, национальной и религиозной принадлежности родителей.
Но здесь можно воспользоваться такой метафорой, чтобы наглядно прояснить идею Бурдье. Представьте себе, что человек – это некий предмет одежды, например, платье. Габитус определит покрой, а индивидуальные особенности – цвет и некоторые детали, например, украшения или аксессуар. Станет ли строгое платье-футляр лёгким романтическим нарядом, если оно будет нежно-розового цвета и дополнится кокетливой косынкой?
Скорее оно приобретет оригинальность, но не изменит своей изначальной строгости силуэта.
В теории Бурдье габитус создаёт фундаментальные рамки восприятия и оценки, которые воспринимаются человеком как естественные. И именно эти рамки формируют мнение, ответы в социологическом опросе, выбор и, как следствие, результаты действий.
Теория Бурдье хорошо применима к пресловутому «мышлению миллионера», которое активно продвигается на всевозможных тренингах по монетизации навыков и развитии предпринимательства. Перефразируя, можно сказать, что именно «габитус миллионера» позволяет пользоваться своими капиталами для увеличения благосостояния.
Пьер Бурдье подробно описал все виды капитала, реализуемые в пространстве социальных полей и конвертируемые друг в друга.
Итак, учёный выделяет всего четыре вида капитала, определяющих позицию человека в обществе и его в том числе финансовый успех (Формы капитала, 1983).
Здесь можно посмотреть видео на эту тему, сделанное редакцией «Постнауки» (прим. редактора)
Первый вид капитала самый очевидный – экономический. Именно этот вид капитала обычно считается определяющим, поскольку именно в материальных благах обычно выражается благополучие. Чем больше у человека материальных благ, тем более успешным его видит общество. И хотя такой капитал может пополняться засчёт самого себя, он скорее является не отправной точкой, а результатом работы других видов капитала.
Социальный капитал, выраженный в объеме влияния и связей человека, гораздо больше влияет на успешность проектов.
Человек изначально социальное существо.
Именно способность общаться, устанавливать длительные связи и совершать совместные усилия для достижения цели позволили нашим предкам Homo Sapiens стать самым успешным видом человека на Земле.
Для продвижения идеи, создания продукта и его продажи, необходимо убедить других людей в его пользе, необходимости. В современном мире социальный капитал быстро преобразуется в символический, который представляется наиболее эффективным.
Пьер Бурдье пишет, что экономический капитал является наиболее универсальным, поскольку позволяет напрямую обменивать одни материальные ценности на другие в эквивалентных объемах, в то время как для трансформации социального и других капиталов требуются более тонкие операции, а определение стоимость блага становится крайне сложным.
Это хорошо видно при анализе следующего вида капитала – культурного.
Культурный капитал выражается в уровне образования и общей культуры человека. Бурдье отмечает, что понимание такого капитала неразрывно связано с тем габитусом, на который он направлен.
Сегодня это хорошо видно на примере современного искусства, которое не принимается как ценность в низших слоях общества, занятых преимущественно материальным производством. Так, перформансы Марины Абрамович вряд ли будут восприниматься как нечто ценное рабочими завода по производству рыбных консервов.
И сама Абрамович не будет выглядеть успешным человеком, более того, мало кто из такой среды вообразит себе, что эти перформансы приносят Абрамович существенный доход.
Художники, актеры, музыканты скорее будут восприниматься как нищие, не имеющие постоянного дохода личности, находящиеся на социальном дне. Поскольку источником экономического капитала люди, занятые в реальном секторе экономики, видят исключительно производство материальных ресурсов и стабильную оплату нормированного труда, культурный капитал будет восприниматься ими исключительно как наличие диплома по хорошо оплачиваемой специальности. В то время как в других слоях общества культурный капитал будет восприниматься иначе – более широко, или так же узко, но выводя на первый план иные доминанты, например, эрудицию или творческие навыки.
Культурный капитал тесно связан с социальным, поскольку общий уровень культуры предполагает развитие у человека коммуникативных навыков, ораторского мастерства, знаний и навыков в различных сферах, что естественным образом расширяет круг его контактов и повышает их качество.
Наивысшей формой капитала, которая, как пишет Бурдье, моментально образуется в результате работы любого из выше описанных капиталов является символический капитал.
Символическим капиталом Пьер Бурдье называет признание и приобретенную репутацию. Именно этот капитал и заставляет человека приобретать те или иные товары и услуги, голосовать за определённого кандидата на выборах и т.д. Маркетологи быстро поняли ценность и действенность символического капитала, начав кампанию по созданию брендов.
Бренд – это мощный инструмент, объединяющий все капиталы в единое средство по их наращиванию.
И если сначала бренды касались в основном продуктов, компаний, крупных политических фигур и бизнесменов, занимающих верхние строчки в рейтинге Forbes, то сегодня брендирование происходит на всех уровнях, включая самые низшие слои общества и мельчайшие его элементы.
Например, брендирование непрестижных профессий, которыми пугали нерадивых учеников в школах – дворник, уборщица, посудомойка – продвигаются под новыми названиями – специалист ручного труда, мастер клининга, оператор кухни – превращаясь в уважаемые и социально важные функции.
Кстати, поворот на популяризацию рабочих специальностей и обслуживающего персонала низшего звена имеет под собой экономические основания, на которые в том числе указывал и Бурдье сорок лет назад.
Разрастание некоторого класса, социальной страты, неизбежно ведет к сокращению и недовольству других страт, что в свою очередь провоцирует революционные события или эволюцию социальных институтов.
В России в течение долгого времени приоритетными являлись культурный и символический капиталы, что выражалось в формируемой потребности в получении высшего образования, постоянного обучения (life long learning) и создании собственного бренда.
В результате специальности, связанные с материальным производством и бытовыми услугами, оказались в упадке.
Сегодня никто не мечтает получить рабочую специальность, устроиться работать на производство и прожить стабильную комфортную жизнь, доминирующий габитус – получить престижное высшее образование, прокачать навыки в диджитал-профессии или креативных индустриях, создать свой бренд и получить доступ к неограниченным доходам, используемым для престижного потребления – лучших (брендовых) товаров, посещении элитных заведений и мероприятий, путешествий и пр.
Однако, чем больше становится людей, имеющих указанные ресурсы, тем ниже становится их стоимость в экономике. Ибо экономические законы никто не отменял.
Создание и поддержание бренда становится всё более затратным занятием, требующим материальных вложений. Соответственно, если на первых этапах символическое производство и накопление символического капитала, конвертируемого в экономический, действительно происходило из капитала культурного, то сегодня этот процесс всё больше приобретает сугубо экономический характер.
Как же сегодня прокачать свой габитус и монетизировать знания, опираясь на теорию Бурдье?
Во-первых, провести тотальную инвентаризацию.
Необходимо точно определить, какие ресурсы в каком из полей есть на сегодняшний день.
Причём стоимость этих ресурсов и возможности их конверсии следует определять двумя способами – на основе личного мнения и на основе рыночных исследований.
Что это даст?
Это наглядно показывает диспозиции габитуса в отношении каждого вида капитала.
Например, человек получил диплом IT специалиста год назад, потом прошёл несколько курсов разработчика на престижной платформе, сертификаты которой имеют большой вес в индустрии. Поскольку на получение образования он потратил 5 лет, а на прохождение курсов в общей сложности двести тысяч рублей, то он полагает, что стартовая зарплата специалиста такого уровня должна начинаться с тех же двухсот тысяч.
И он знает множество примеров специалистов с такими зарплатами в отрасли. Однако при этом он не учитывает отсутствие у него реального портфолио – личного символического капитала, ведь тот символический капитал, который он имеет принадлежит вузу и платформе, у которых он приобрел часть этого капитала в виде диплома и сертификата.
Его культурный капитал – знания – на данный момент не работает. Для того, чтобы он работал и начал приносить ему доход, необходимо вложить какой-то другой вид капитала.
Согласно закону сохранения энергии, на который опирается в том числе и Бурдье, если в одной отрасли наблюдается рост, то в другой неизбежно снижение.
Итак, наш IT специалист может вложить социальный капитал, если он у него имеется, например, использовать протекцию и рекомендации знакомых и влиятельных людей в индустрии. В этом случае он приобретает перед ними обязательства, своего рода «социальный кредит», который в будущем он должен будет каким-то образом компенсировать – отблагодарить.
Если же такого капитала нет, то вкладывая в символический капитал, ему придётся в течение какого-то времени жертвовать экономическим капиталом – выполнять проекты по сниженной стоимости для создания портфолио и получения отзывов или устроиться на стартовую должность в крупную компанию с относительно низким уровнем заработной платы.
Такое понимание хорошо работает в сферах интеллектуального производства, но что делать с производством материальным? Кажется, что здесь работает только экономический капитал. Габитус «простого человека рабочей профессии» определяет следующую стратегию: я должен найти стабильную работу, хорошо выполнять её, со временем сделать карьеру от рядового рабочего до мастера или даже начальника цеха или производства.
Смена работы воспринимается как минус, поскольку задерживает карьерный рост и уровень символического капитала – признания, которое выражается в праве управления рабочим временем (можно легко отпроситься или перенести рабочий день) и первоочередном получении премий и различных выплат. При этом культурный капитал, а именно знания и навыки, равно как и общий культурный уровень, не рассматриваются как инструмент повышения доходов.
Тем не менее, культурный капитал, помноженный на социальный, в данном случае способны значительно увеличить капитал экономический.
Например, хорошего мастера по ремонту автомобилей передают из рук в руки, стоимость его работы по мере повышения востребованности растёт, постепенно он обрастает сетью помощников и вполне способен открыть свою мастерскую.
Чем же он жертвует на начальном этапе?
Конечно, символическим капиталом.
Учиться в колледже на автомеханика не престижно, нарабатывать клиентов сложно, в течение достаточно долгого времени такой специалист воспринимается обществом как обслуга, неудачник и не пользуется уважением. Однако, в результате экономический выигрыш может оказаться выше, чем у специалиста IT, который первоначально имеет некоторый символический капитал, наращивает его засчёт других видов капитала и снова конвертирует в материальные ресурсы.
Таким образом, система полей и капиталов предусматривает наличие конверсии внутри каждого сегмента и поля, но реализации человека и монетизации его культурного капитала (знаний) всегда является габитус – сложившаяся система восприятия и должного поведения.
Прокачать свой габитус – значит пересмотреть видение экономической системы и рационального экономического поведения, выбирая для себя наиболее выгодные пути приобретения и конверсии капиталов.
Что касается монетизации, то стремление к ней в принципе нерационально, как и исследование общественного мнения, поскольку, как отмечалось выше, всё является монетизированным изначально, т.к. экономический капитал является базовым эквивалентом для всех других видов капитала.
Лучше говорить не о монетизации, а о конверсии, и тех её видах, которые для конкретного человека являются наиболее выгодными на данный момент.
Алёна Геворкян