Кризисы европейской культуры, военные конфликты, ужесточение наказаний, распад СССР и беспредел 1990-х годов были предсказаны в начале ХХ века талантливым социологом Питиримом Сорокиным. Сын бедного крестьянина из Вологодской губернии, освоивший грамоту только к 14 годам, стал основателем и первым ректором социологического факультета Гарвардского университета, а также нашел универсальное объяснение потрясениям начала двадцатого столетия в основах гуманистической культуры, возникшей на рубеже XVI – XVII веков.
Собственно, Питирим Сорокин
Как же стремление к всеобщему благоденствию и росту благосостояния может стать основой для развития крайних форм ненависти, психических заболеваний, роста самоубийств и массовых репрессий? Разве эта идея не должна положить конец жестокости и привести человечество в состояние вечного мира?
В книге «Кризис нашего времени. Социальный и культурный обзор» (1941) Питирим Александрович раскрывает связи между стремлениями человека к получению материального блага и комфорта и всплесками насилия на материалах статистики войн, самоубийств и количества душевнобольных за 25 веков. Этот действительно колоссальный исследовательский труд лежит в основе закономерности, определившей прогноз на весь XX век.
В 1941 году Сорокин пишет: «Человек сидит среди руин своего былого прекрасного общественного здания, окруженный – в буквальном и переносном смысле – устрашающей массой трупов…».
Почему же разрушается «прекрасное общественное здание», построенное на принципах всеобщего равенства, братства и солидарности? Как люди, вчера провозглашавшие ценность каждого человека, сегодня отправляют на смерть тысячи и миллионы людей?
Питирим Сорокин отвечает: «Если индивид не обладает твердыми убеждениями по поводу того, что правильно, а что нет, если он не верит в Бога или в абсолютные моральные ценности, если он больше не питает уважения к своим обязанностям, и, наконец, если его поиски удовольствий и чувственных ценностей являются наиважнейшими в жизни, что может вести и контролировать его поведение по отношению к другим людям? Ничего, кроме желаний и вожделения».
И здесь человечество неизбежно приходит к объективному ограничению роста благосостояния и материальной обеспеченности – ограниченности ресурсов. Как бы ни верили представители продвинутых культур в возможность бесконечного производства и повышения уровня комфорта, продолжительности и качества жизни, ресурсы окружающей среды остаются ограниченными. И никакие технологии не способны и не будут способны обеспечить их беспрестанное восстановление и возобновление. Более того, ресурс каждого человека ограничен и не равен ресурсу другого. Таким образом, мы приходим к мысли о невозможности социального равенства и всеобщего благосостояния.
Любое общество, будучи упорядоченной структурой, стратифицируется – в нем появляются более обеспеченные и менее обеспеченные страты, между которыми происходит пропорциональное распределение ресурсов и власти. Следуя мысли Сорокина, далее нужно сказать, что если у такого общества есть некоторая надындивидуальная система ценностей, общая для всех страт, то оно будет стабильно развиваться и уровень насилия в нем будет сокращаться. Однако, в долгосрочной перспективе различия в уровне жизни между стратами будут увеличиваться, а неравенство будет все более видимым для всех его членов. Если же такая надындивидуальная система перестает работать, то в обществе начинают быстро развиваться альтернативные системы ценностей, провозглашаемые различными лидерами мнений (в современной терминологии «инфлюенсерами»). Такие системы противоречат друг другу, но в массе своей опираются на индивидуальные желания и удовольствие, а потому всегда более привлекательны для человека массы. Когда число таких концепций и систем в обществе становится огромным, то социальная система разрушается, а человек оказывается наедине с мучительным выбором, который он никак не может совершить. Мечущиеся толпы людей, принимающие и отвергающие ценности с невероятной скоростью, оставляют упорядоченную деятельность и устремляются на поиски быстрого удовольствия и сиюминутной выгоды. В этом и есть причина всплесков преступности, насилия, а также душевных заболеваний – психика многих не выдерживает такой противоречивости и самоуничтожается под давлением необходимости ежедневного сложного выбора.
И здесь снова мы приходим к неравенству людей по объему и качеству доступных им ресурсов. Те, кто обладает высоким уровнем развития интеллекта, доступом к власти и способностью управлять массой, встают у руля перемен. Как удержать беснующуюся толпу? Питирим Сорокин видит лишь один действенный инструмент – физическую силу. Как санитары насильно надевают смирительную рубашку на буйно помешанного, не заботясь о том, причиняют ли они ему боль или нет, так и новая власть надевает метафорическую рубашку на лишенное моральной опоры общество в форме репрессий и подавляющих законов. Однако, в обществе тотальной диктатуры невозможно творческое развитие и инновации, потому власти снова приходится провозглашать мотивирующие принципы свободы, равенства и благосостояния, отзывающиеся в душе у каждого.
Почему же именно XX век стал «самым кровавым» в истории человечества по мнению Сорокина? Разве ужасы Средневековья с изощренными наказаниями и истязаниями преступников, бесконечными войнами и неограниченной властью феодалов уступают кризисам недавнего прошлого? Статистика, которую приводит Сорокин, говорит, что число жертв насилия в Средние века на душу населения в Европе не сопоставимы с числом жертв Первой мировой войны и революций 1900 – 1925-х годов.
Почему же происходит упадок развитых цивилизаций или на какие грабли всё время наступает человечество? Ответ Питирима Сорокина: «Все дело в сексуальных революциях, которые сводят людей с ума».
Пожалуй, одна из самых читаемых книг Сорокина в мире «Американская сексуальная революция» подробно описывает те механизмы освобождения от ограничений, которые ведут общество к потере политической и экономической независимости и краху производящей культуры. Многие представители либеральный течений и тогда, и сейчас называли Сорокина консерватором и указывали на узость его взглядов и сознания, но аргументы, которые исследователь приводит в пользу своей теории весьма логичны и подтверждаются опытом погибших цивилизаций прошлого.
Половые связи в обществе изначально предназначены именно для продолжения рода, но не для удовольствия. Сексуальная же революция возводит наслаждение процессом на вершину и делает его единственной и главной целью таких отношений. Люди получают возможность получить инструмент удовлетворения, который фактически ничего не стоит, но дает значительное количество удовольствия при отсутствии других способов его получения. Как подтверждается этот тезис? Достаточно посмотреть на уровень такой активности и количества случайных связей с целью получения удовольствия среди бедного населения – он всегда значительно превышает аналогичный показатель в обеспеченных стратах. Но главная опасность не в этом, а в том, что человек быстро привыкает к дозволенному и ищет новых форм удовлетворения своих желаний, что в данной сфере приводит к бурному развитию извращенных форм. И вот уже одержимое получением быстрого удовлетворения общество забывает о долге и обязанностях, а также стремится максимально сократить вероятность рождения ребенка, т.к. ребенок выступает препятствием к продолжению получения такого удовольствия.
Результатом такой революции в отношении базового социального инструмента – инструмента воспроизводства, становится депопуляция, старение общества и его деградация. Примерами, которые приводит Питирим Александрович в качестве иллюстрации своего тезиса становятся Греческая и Римская цивилизации, которые потеряли не только свою политическую и военную мощь, но и экономический потенциал, что привело к их гибели под натиском «варваров», не отличавшихся высоким уровнем развития, но обладавших общими ценностями и единством взглядов.
Возвращаясь к работе «Кризис нашего времени», мы можем прогнозировать развитие «стран большой 20-ки» в XXI веке, опираясь на идеи Сорокина, которые в веке ХХ подтвердились.
Сегодня мощным инструментом распространения новых систем ценностей является Интернет, где уже достаточно давно формируются новые тренды мировоззрения – именно через всемирную сеть в широко распространились идеи «личных границ», «токсичности», «пробуждения себя» и «самовыражения в доступной форме». Эти же идеи выражены в системах воспитания детей, которые предлагают различные инфлюенсеры. Родитель уже не может быть родителем, если не изучит множество пособий по воспитанию и развитию отпрыска. К чему это приводит? К тому, что дети превращаются в подопытных кроликов, на которых взрослые буквально ставят эксперименты в попытке вырастить продвинутых «людей будущего», которые построят то самое вожделенное общество благоденствия, где нынешнее поколение воспитателей надеется встретить долгую и обеспеченную всеми ресурсами старость. Но их иллюзиям наступит логичный конец.
Не имеющие опоры, разрываемые противоречивыми призывами, привыкшие ежедневно получать удовольствие без обязательств, повзрослевшие дети тотальной толерантности и инклюзии станут в массе жесточайшими душевнобольными индивидами, готовыми на любое действие для получения сиюминутного удовлетворения своих желаний.
Подытоживая, Питирим Сорокин в начале ХХ века, покинув родную Россию по приказу новой советской власти, предупреждал мир о том, что потакание человеческим слабостям и возвеличивание удовольствия как главного критерия благополучия и успеха, ведут человечество в мир насилия, тотальной ненависти к «ближнему-сопернику», вырождению и исчезновению цивилизации. Можно спорить с Сорокиным и обвинять его в отсутствии гуманности и стремлении навязать людям патриархальные ценности, но нельзя отрицать то, что чаще всего погромы и преступления, поражающие своей бессмысленностью и жестокостью, происходят именно там, где, казалось бы, каждый человек имеет право на собственное мнение и самореализацию.
Возможно, что нам стоит задуматься над тем, куда движется мир в погоне за раем на земле.
Алёна Геворкян