Трибьют группе «ДДТ» замечательно точным образом отражает дух этого коллектива, отмечающего своё 40-летие. Не всем участникам сборника удалось помериться харизмой с Юрием Шевчуком, но они постарались компенсировать это другими качествами. Многие другие трибьют-альбомы отличаются либо уважительными попытками повторить оригинал, либо настойчивым стремлением показать свой вычурный взгляд на знакомые песни. В случае с трибьютом «ДДТ» любой из этих подходов странным образом оказывается оправданным. Копировать голос и манеру Шевчука почти никто из участников не решился, а вот показать свою мятущуюся душу и таким способом засвидетельствовать респект батьке Юлианычу выстроилась целая очередь. Чем всегда отличаются песни «ДДТ»? Сомнениями в своей правоте, приглашением к дискуссии, неочевидными аранжировками: Шевчук всегда ищет новое в звуке и избегает категоричности в текстах - это открывает невероятный простор перед музыкантами, которые решили поучаствовать в трибьюте. Почти все продемонстрировали творческий поиск (иногда только ради демонстрации поиска), неравнодушие, верность рок-н-ролльным идеалам. Примечательно, что никто из участников не стал перепевать «Что такое осень» и «Последнюю осень», видимо, не решившись прикоснуться к самым «попсовым» хитам Юрия Шевчука. А жаль, можно же было поэкспериментировать и довести эти «кабацкие шлягеры» до абсурда и полной неузнаваемости.
За исключением сборников «Greatest Hits», составленных рекорд-лейблами, у «ДДТ» нет альбомов, которые можно было бы назвать образцами благозвучия. Они всегда неровные, колючие, будоражащие, чередующие баллады с фельетонами. Вряд ли Шевчук делает так специально - у него просто не может получиться иначе. С этой точки зрения трибьют «Территория ДДТ» очень напоминает пластинки «ДДТ»: тут не расслабишься, а если вдруг и замечтаешься, то ненадолго, примерно до следующей песни. 48 участников, из которых я никогда не слышал примерно треть названий, постарались соответствовать масштабу оригиналов - хотя бы по части вдумчивого и небанального подхода. Впрочем, рэперы вполне ожидаемо дополнили строчки Юрия Шевчука собственными речитативными фрагментами, а поэтесса Марина Кацуба часть «Белой реки» прочитала как стихотворение. Наиболее нестандартно мыслящими музыкантами проявили себя Антоха МС и Игорь Растеряев. Первый полностью отменил пафос и серьёзность «Ты не один», заменив их кривлянием и прибаутками, а второй не оставил в «Капитане Колесникове» никаких признаков Шевчука - у него получилась очередная казачья песня Растеряева. Звучать тяжелее и «альтернативнее» «ДДТ» оказалось несложно, что показала пара десятков участников, а вот полностью поменять вектор гораздо труднее - и в конечном счёте выигрышнее. Вообще, несмотря на диктат «классического» материала, лучше всего на сборнике выглядят музыканты, которые шли «от себя»: поэтому «Песня о свободе», исполненная обаятельно и без выкрутасов Мусей Тотибадзе, и старательная «Просвистела» от «Операции Пластилин» заметно превосходят «Не стреляй» от «Люмена», который решил отказаться от фирменной отчаянности и сделал довольно безэмоциональную версию очень важной песни. Немного странно, что нашлись музыканты, которым в 2020 году захотелось перепеть «Фонограмщика» и «Мальчиков-мажоров»; однако закономерно, что их каверы получились неудачными.
Алексей Мажаев