Огромное спасибо Вадиму Александровичу Коваленко.
Скажи мне, какое кино ты смотришь, и я скажу, кто ты.
Вадим Александрович смотрит фильмы умные, талантливые, злободневные, с хорошим подтекстом, серьёзной идеей.
Ленты, которые рекомендовал мне В.А. Коваленко для просмотра, развивают человека, помогают думать, помогают понять собственное «Я».
Вот лишь несколько названий:
- «Дикие истории»;
- «Ванильное небо»;
- «Облачный атлас»;
- «Бёрдман» (человек-птица);
- «Рокетмэн» (Элтон Джон — герой этой картины);
- «Однажды в Голливуде».
Моё киноразвитие остановилось на 80-х годах прошлого столетия.
Как звучит! Прошлое столетие?!
С тех пор как я завязал с кинематографом, прекратил пробивать собственную постановку, перестал писать о фильмах, я практически не смотрю новых лент. Мои вкусы замерли в прошлом веке.
Да, прекрасное кино «Человек дождя».
Удивительная лента «Выпускник».
Поразительно киноповествование «Бонни и Клайд».
На меня сильное впечатление в своё время произвели:
- «Заводной (механический) апельсин»;
- «Банда подлецов»;
- «Ночной портье»;
- «Список Шиндлера»;
- «Американская ночь»;
- «Четыреста ударов» (великий Трюффо!).
Я хотел заниматься кинематографом, но кинематограф не хотел, чтобы я занимался им.
Филипп Тимофеевич Ермаш, Александр Владимирович Романов, Владимир Евтихианович Баскаков, Борис Владимирович Павлёнок — эти люди определяли развитие советского кино.
Кто сегодня знает их имена?
Это они мешали (запрещали!) ставить фильмы Михаилу Ромму, Андрею Тарковскому, Григорию Рошалю, Павлу Любимову, Сергею Параджанову, Отару Иоселиани, Георгию Данелии и многим другим талантливым режиссёрам.
(Справедливости ради, я, конечно, должен сказать, что Борис Владимирович Павлёнок потом мне всё-таки помог. Я, не имеющий ВГИКовского образования, не окончивший Высших режиссёрских курсов, получил право на постановку в объединении «Дебют» на киностудии «Мосфильм». Почему Борис Павлёнок меня поддержал — для меня это загадка до сих пор.)
Помню, как я не поступил на Высшие режиссёрские курсы. Было обидно до слёз.
Через своих друзей-журналистов я сделал так, чтобы на Высшие режиссёрские курсы сделали спецнабор — для тех, кто готов заниматься фильмами для детей и юношества.
Можно сказать, я это дело пробил.
Меня поддерживали Григорий Рошаль, Ролан Быков, Кира Парамонова, Григорий Бритиков (директор киностудии детских и юношеских фильмов имени А.М. Горького), Евгений Сурков (главный редактор журнала «Искусство кино»).
Вот так, все поддерживали, а принять на курсы — не приняли.
Ролан Быков тогда возмутился:
Если вы не принимаете Шахиджаняна, я выхожу из комиссии!
Взял, встал из-за стола и вышел.
Это был и демарш с одной стороны. А с другой стороны, Быкову нужно было срочно куда-то уезжать, и он нашёл повод покинуть заседание приёмной комиссии.
Против меня почему-то активно выступал Леонид Трауберг.
Один человек отвёл меня в сторону и тихо-тихо прочёл маленькую лекцию:
— Ты пойми, тебя не примут. Если ещё не закончилась работа приёмной комиссии, а уже возникают скандалы из-за твоего имени, зачем тебя принимать? Ты же был связан с Аликом Гинзбургом. Это печать на всю жизнь.
Помню, после экзаменов меня всего трясло. К Рошалям на Большую полянку меня отвёз Георгий Данелия.
В машине он меня успокаивал:
— Считайте, что вам повезло, Володя. Если вы так реагируете на приёмные экзамены, то как вы будете реагировать, когда вашу картину запретят, уничтожат? У вас будет инфаркт, и вы рано умрете. А так вы можете заниматься чем угодно, кроме кинематографа, вам никто не запретит. Есть театр, есть цирк, есть эстрада, есть журналистика, где у вас всё получается. Радуйтесь, что вы ещё много можете сделать в этой жизни. Вам нет ещё и сорока лет, вы мальчишка!
Тогда я не воспринимал слова Георгия Николаевича Данелии. Я их запомнил, но они на меня не действовали.
А вот сейчас, когда у меня что-то не получается, я их часто вспоминаю.
Данелия был прав.
Я пишу письма в различные организации.
Вот и сегодня отправил руководству МЧС обстоятельное послание, краткая суть которого такова:
В МЧС много курящих. Если нетрудно, сделайте рассылку по своим сотрудникам о бесплатной онлайн-книге «Курить, чтобы бросить!».
Люди прочтут и, смотришь, перестанут курить.
Мы сделаем огромное дело.
Поддержите мою идею.
Времени займёт это мало, а польза будет огромная.
Денег на это не требуется.
Я знаю, что в ответ придёт отписка.
Но я буду долбить и долбить, добиваясь своего.
Где-нибудь, как-нибудь, когда-нибудь сработает.
Сегодня по телефону общался с Сергеем Андреевичем Захаровым.
Наши беседы носят отвлечённый характер.
Мы мало говорим про «СОЛО», про «Учимся говорить публично».
Мы рассуждаем на тему развития музыки и её значении для современного человека.
Обмениваемся мнениями, почему люди далеки от живописи и так ничтожен процент ценителей живописи и посетителей музеев в Москве и в Санкт-Петербурге, а уж о провинциальных городах я и не говорю.
А ещё мы обсуждаем с ним отношения людей, почему часто сын конфликтует с мамой, с папой, а папа и мама конфликтуют с сыном или дочерью.
И ещё мы говорим о том, как и что может сделать интернет для улучшения человека.
Вечером по традиции изучал список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Сегодня, когда готовил этот материал к публикации, получил ответ из МЧС.
Типичная отписка.
Не придраться.
Всё чин чинарём.
Запрос обработан.
Ответ направлен.
Претензии не принимаются.
А мы удивляемся, почему мы так живём.
Оставаться всегда собой в мире, который постоянно пытается превратить тебя в кого-то другого – это великое достижение.
Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882), известный мыслитель