Информатика — тот предмет, который дети любят, ведь полученные на уроках знания они могут применить здесь и сейчас. Другой вопрос: готов ли педагог оперативно изменять программу уроков, чтобы она соответствовала стремительно изменяющемуся миру IT.
Сценарии для всех
Олимпиада «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка-2019» представляла собой 4-месячный марафон. На старт в нём вышел 531 учитель из 233 школ Москвы. Они заранее знали, что напряжённую работу в школе и подготовку к урокам придётся совмещать с выполнением непростых заданий, но их это не остановило.
Начиналась олимпиада дистанционно — с публикации в социальных сетях видеороликов на тему «IT-skills» с хештегом #itteachers2019. Далее пришёл черёд профессиональным испытаниям по 3 направлениям: «программирование», «информационная безопасность» и «технологии связи». Всё это темы, которые учителя информатики обязательно должны донести до детей.
Во второй, очный, этап прошли 135 человек из 93 школ. «Они анализировали большие данные, собирали робототехническую установку и создавали сценарий урока для проекта „Московская электронная школа“, — рассказала директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева. — Таким образом, библиотека МЭШ увеличилась на 135 сценариев по информатике. Это большой, качественный, серьёзный контент, который поможет другим учителям».
В третьем туре участвовали 30 финалистов. Сперва они давали интервью на тему: «Прорывные технологии в IT-отрасли». Если учесть, что эта отрасль сама по себе прорывная, то педагогам требовалось подобрать в качестве примеров самые выдающиеся идеи. Кроме того, они проводили мастер-классы, выбирая темы из предложенных: «Информатика для жизни», «Информатика для работы» и «Информатика для IT-отрасли». Некоторые учителя никогда прежде этого не делали.
Импульс олимпиады
Один из московских победителей — учитель школы № 2025 Сергей Филиппов. По его признанию, олимпиаду он воспринял как вызов. «Каждый этап ставил передо мной вопрос: обладаю ли я теми качествами и умениями, которые должны быть у современного учителя? — рассказал педагог. — За эти 4 месяца я повысил свой профессиональный уровень. Всё новое обязательно буду использовать на уроках. Олимпиада — школа для учителя. Пока учитель учится, он может учить детей. Импульс, который я получил, позволит мне принять участие в разработке электронного учебного пособия по криптографии. Оно будет размещено в МЭШ и использовано для IT-классов, которые начнут работать в новом учебном году в 30 московских школах».
И действительно, олимпиада многое изменяет в профессиональной деятельности педагогов. Победительница прошлого года Карина Кулинич это знает точно. Прежде её уроки строились на стандартных дидактических шаблонах, а теперь, готовясь к урокам, она мобилизует собственные творческие навыки и логику, чтобы интересно и доступно преподнести материал ученикам.
«Олимпиада произвела неизгладимое впечатление не только на меня, но и на детей, — говорит она. — Они теперь знают, что учитель информатики — не тот педагог, который всё делает по шаблону. Он сам живёт по-новому и их учит этому».
Кстати
На днях в Департаменте образования и науки Москвы чествовали лауреатов и победителей олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка-2019». Они работают в московских школах № 7, 548, 760, 830, 875, 1329, 1502, 1532, 1579 и 2025.
Всем вручили дипломы, сообщили о грядущей образовательной поездке, возможности участвовать в конкурсе «Учитель года Москвы» и порадовали призами от генерального партнёра — компании «Просвещение». Специальные награды предусмотрены и для школ — при условии, что средняя заработная плата победителя олимпиады за I квартал этого года составила не менее 100 тыс. руб. в месяц.
Инна Алейникова