Гигантский рогатый демон, которому ненадолго удается пленить Тора (Крис Хемсворт), успевает сообщить ему, что Асгард ожидает Рагнарек — апокалипсис, разрушение, гибель богов. Тор воспринимает это все с понятным скепсисом, но отправляется домой, где обнаруживает, что Один (Энтони Хопкинс) куда-то пропал, Локи (Том Хиддлстон), наоборот, вернулся как ни в чем не бывало, и даже на вахте вместо Хеймдалля (Идрис Элба) стоит сомнительный лысый новичок (Карл Урбан). Но это еще цветочки: Тора и Локи находит старшая сестра Хела (Кейт Бланшетт), богиня смерти, которую Один долго держал в тюрьме, и понятно почему.
Для третьего выпуска «Тора» всевидящее око «Марвела» разыскало режиссера буквально в хоббитском Шире: Тайка Вайтити живет в Новой Зеландии (где, судя по всему, — народный герой), а за ее пределами известен великим фильмом «Реальные упыри» и полюбившейся многим «Охотой за дикарями». Его основная специализация — ненавязчиво сентиментальные, ребяческие малобюджетные комедии; в очередной раз подтвердилось, что 200-миллионный блокбастер на фабрике супергеройского кино сегодня может ставить более или менее любой человек, умеющий командовать: «Мотор!»
Идея, впрочем, понятна: студия решила двигать «Тора», которым до этого занимались Кеннет Брана с его театральным бэкграундом и Алан Тейлор с телевизионным, куда-то в сторону «Стражей Галактики», иначе говоря, меньше пафоса и Шекспира, больше шуток. Асгард, посмотрим правде в глаза, — живописное, но довольно унылое место, а скандинавская мифология — развлечение все-таки не для всех, в отличие от перебранок Тора и Халка, например.
Халк тут, как мы знали из трейлеров (выдавших лучшую сцену фильма на гладиаторской арене), — важный герой, и их с Тором парный перформанс действительно получился очень смешным, причем компьютерный Марк Руффало не сильно уступает натуральному. Другая, без сомнения, удачная пара — Тор и Локи: теперь, когда они не заклятые враги, скованные узами крови, а комический дуэт, вредный меланхоличный брюнет и положительный горячий блондин дополняют друг друга идеально.
Кейт Бланшетт, естественно, человек-праздник: эстетические пристрастия Хелы находятся где-то на пересечении садомазо и сатанизма — и она иногда надевает рога, как у Малефисенты, но скорее оленьи, чем козлиные, то есть даже лучше. Второй по красоте (и даже более обильный, кажется) макияж — у Джеффа Голдблума, чью роль сценаристы немного недописали, так что ему приходится компенсировать это богатой мимикой. Персонаж по имени Валькирия отвечает за необходимый образ сильной, независимой женщины (хотя Хеле он удается убедительнее), но тоже с комическим элементом: ее авторы наградили алкоголизмом. Наконец, совсем ненадолго появляется Доктор Стрэндж — просто чтобы был; героям, соответственно, удается мимолетно посетить Землю.
«Рагнарек» с его веселенькими, яркими цветами и китчевым оформлением больше всего похож даже не на «Стражей», а на дурацкие и по-своему очаровательные кинокомиксы 70–80-х. Но тут, разумеется, в разы больше самоиронии — в общем-то, ее так много, что это даже становится слегка однообразным. Но к этому моменту — в последней четверти фильма — уже просыпается марвеловский департамент космических битв и напоминает, что именно в «Мстителях» выходит по-настоящему однообразно; так что пусть лучше шутят, конечно.
Станислав Зельвенский