В Москве выступил один из главных рок-героев современности Джек Уайт. Привезти его в Россию хотели многие промоутеры, при этом прекрасно понимая, что идут на риск. Вопрос прост: сможет ли артист мирового уровня, запрашивающий соответствующий гонорар, собрать большую площадку, хотя его песни почти не звучат на радио, да и сам жанр — смесь тяжелого блюза и гаражного рока — в России, мягко говоря, не самый востребованный? Все сомнения развеялись, когда более чем 6 тыс. человек заполнили зал.
Джек Уайт известен в первую очередь благодаря своей группе The White Stripes, в которой он работал вместе с женой Мег Уайт. Тандем, как семейный, так и творческий, мирно распался, но Джек и не думает успокаиваться. После The White Stripes свет увидели его записи в составах проектов The Raconteurs, The Dead Weather, а также три сольных альбома. Участие в концертах кумиров детства Уайта — The Rolling Stones, беседы на равных в фильме «Приготовьтесь, будет громко» с Джимми Пейджем из Led Zeppelin и Эджем из U2, роли в кино и саундтреки к фильмам... Всё это — наглядный пример того, что, если очень сильно верить в свое дело и отдаваться ему без остатка, всё точно получится.
Задолго до визита Уайта в Москву в анонсах концерта шло уточнение: на входе у всех будут изъяты мобильные телефоны и помещены в специальные пакеты, которые можно будет распечатать после окончания концерта. Объяснить это можно по-разному. Известно, что Джек, как любой перфекционист, очень не любит, когда кто-то делает бутлеги его собственных выступлений. С другой стороны, подобный ход был мотивирован его желанием сконцентрировать публику на музыке, не позволяя ей отвлекаться на съемку некачественных фото, восторженные SMS-отчеты, репортажные посты в соцсетях. Идея со сдачей мобильных телефонов не прошла, но отвлекаться от творившегося на сцене и без этого никто не собирался.
Свой сет Джек Уайт и компания начали с интро, переходящего в Over and Over and Over, продолжили Corporation и Dead Leaves and the Dirty Ground. Начиная с пятой песни Missing Pieces и окончательно разогнавшись на Lazaretto — композиции, давшей название второму сольному альбому артиста, Джек Уайт и коллеги принялись брать свое — жестким, всесметающим, первобытным звуком, которому не помеха ни мода, ни погода, ни какие-либо акустические недостатки выбранной для концерта площадки.
Трудно сказать, можно ли назвать музыку Джека Уайта и его команды новаторской. В ее основе лежит в первую очередь тонкое знание англо-американского рока в диапазоне от Led Zeppelin, Black Sabbath и Steppenwolf до ранних гаражных команд вроде грандов The Stooges и MC5, а также забытых групп, чье творчество благодаря Уайту обретает новую неслыханную силу. Свой звук, да и, собственно, подачу Джек берет из старых виниловых пластинок, аутентичных инструментов и ему одному подвластного мастерства инструменталиста.
Все гитары на концерте коммутируются только витыми шнурами, и никаких беспроводных передатчиков. На сцене работают сразу два клавишника с такими же матерыми электроорганами, и даже речи быть не может о каких-то лэптопах, синтезаторах и сэмплерах. Всё «вживую», очень громко, отточенно «грязно» и ярко.
43-летний Джек Уайт играет музыку даже не своих старших братьев, а отцов, доказывая, что настоящему рок-н-роллу всегда есть чем ответить хит-парадному r’n’b и вездесущему рэпу с хип-хопом.
20 композиций, среди которых песни из репертуара The Dead Weather вроде I Cut Like a Buffalo, The Raconteurs — Steady as She Goes, номера из «сольников», долгожданные «страйпсовские» Hotel Yorba, Black Math, We’re Going To Be Friends, Little Bird, Icky Thump и завершившая концерт Seven Nation Army, ставшая 15 лет назад для The White Stripes тем же, чем для The Rolling Stones глыба Satisfaction. Почти все песни зал пел в унисон. В этом хоре были и голоса отечественных звезд. Концерт посетили Николай Девлет-Кильдеев («Моральный Кодекс», Stratosfera), Сергей Воронов (Crossroadz), Сергей Шнуров (кстати, именно у The White Stripes Шнур частично позаимствовал звучание своего проекта «Рубль»), Дмитрий Маликов и Владимир Матецкий, вероятно, вспоминавший мятежную рок-н-ролльную молодость времен группы «Удачное приобретение».
Существует красивая легенда, что дебютный альбом одной из любимых групп Джека Уайта The Velvet Underground купила всего тысяча человек, но каждый из них впоследствии организовал свою группу. Если что-то подобное, пускай и в чуть меньшем масштабе, произойдет после московского концерта Уайта, значит, через пару-тройку лет нам с вами будет что послушать.
Алексей Певчев