Лидер группы «Дядя Ваня» Иван Вабищевич - человек, которого вы «где-то видели, но не можете точно вспомнить, где именно». Даже если лицо покажется вам знакомым, вряд ли удастся сходу воспроизвести его сложную белорусскую фамилию. В 2008 году Вабищевич участвовал в конкурсе «Новая волна» в Юрмале - именно тогда режиссёр фестиваля Александр Ревзин придумал для его группы название «Дядя Ваня», а итогом выступления стал приз «Золотая звезда Аллы» от Пугачёвой. Следующая серьёзная попытка покорить российского зрителя состоялась в 2013-м: Иван принял участие в шоу «Голос», попал в команду Пелагеи, дошёл до полуфинала, запомнился - но потом вернулся в Белоруссию и «подзабылся» обратно. Прошло ещё пять лет - и вот новый выход на российский рынок. На сей раз с альбомом. Ранее пластинки «Дяди Вани» до России как-то не доходили, ну, то есть в интернете-то их можно было найти, но мало кто знал, что они вообще там есть. Отдельные песни Вабищевича и Ко тоже спорадически мелькали, но системности не было: даже потенциальные хиты не раскручивались, а распространялись случайным образом.
Новый альбом «#Люди» позволяет наконец-то познакомиться с творчеством «Дяди Вани» спокойно и обстоятельно. В пластинку вошли песни, записанные за три последних года, так что поклонникам некоторые уже знакомы. Но опять же: те, кто слышал только отдельные композиции, возможно, удивится, что творчество Вабищевича и Ко весьма разнопланово. Будут в полнометражном альбоме и другие сюрпризы.
Диск начинается с композиции «Комнатный рок»; услышав её, можно подумать, что «Дядя Ваня» исполняет рассудительный бард-рок, причём на уровне таких мэтров жанра, как Константин Никольский и «Високосный год». Правда, от этих мэтров Вабищевича отличает более энергичная, рок-н-ролльная аранжировка припева. Наверняка эта песня окажется для слушателей одной из самых любимых на альбоме, однако на другие треки она не похожа: драйв для «Дяди Вани» важнее мудрых размышлений. Уже следующий номер «Восток» представляет собой этакий энергичный байкерский рок - не по тексту, а по духу. Впрочем, далее в альбоме встретится и прямая отсылка к байк-культуре - трек «Outlaws», посвящённый одноимённой мотогруппировке.
Если в «Востоке», вопреки опасениям Ивана Вабищевича, высказанным на презентации альбома, политизированность не слишком чувствуется, то в песне «Вой-На» её слишком много. Попытки связать в тексте «вой» и «войну» выглядят немного неуклюже; впрочем, и сам Дядя Ваня в тексте признаётся, что это не его конёк: «Там, где политика, нет рок-н-ролла». «Человек-сигарета» выглядит гораздо органичнее, а в песне «Любовь» Иван раскрывается как исполитель-лирик (явно много научившийся у группы «Воскресение»); припев композиции стал одним из самых запоминающихся моментов альбома. «Крылья» - ещё один рок-н-ролльный гимн, прямолинейный, но зажигательный: «Дядя Ваня» отлично чувствует эстетику кожаных курток и развевающегося хаера. А вот «Приятным людям» прямолинейность скорее вредит. «Она (Она пьёт, курит и ругается матом)» - ироничная жанровая зарисовка, а «Счастье» - трогательная попытка очень простыми средствами сказать о главном: по композиции песня похожа на «Англо-русский словарь» «Сплина», но по смыслу эти произведения скорее противоположны.
В общем, здесь есть что послушать и что выбрать. Правда, в финале альбома «Дядя Ваня» ещё два раза повторяет песню «Вой-На» в разных версиях; странно, что ставку группа делает на одну из не самых удачных композиций.
Алексей Мажаев, InterMedia