Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Трагедию "Норд-Оста" на Венецианском Кинофестивале

Картина о теракте прозвучала зловеще

На Венецианской премьере режиссер Твердовский заставил пережить трагедию "Норд-Оста". В полупустых постпандемических залах фестиваля картина о теракте прозвучала зловеще.


На 77-м Венецианском кинофестивале, проходящем из-за сложной эпидемиологической ситуации в сильно усеченном виде, с поредевшими из-за шахматной рассадки зрительными залами, состоялась премьера российского фильма «Конференция» Ивана И.Твердовского. О том, как прорывались наши кинематографисты через закрытые границы, можно снимать кино.

Твердовский, по счастью, до Италии сумел добраться. Он уже не раз участвовал в международных фестивалях, но Венеция для него — принципиально новая ступень. Его картина «Конференция», рассказывающая о трагических событиях семнадцатилетней давности в Театральном центре на Дубровке, участвует в программе «Дни Венеции».

Теракт на спектакле «Норд-Ост» случился 23 октября 2002 года. Заложников удерживали в зрительном зале до 26 октября. Весь мир следил за событиями, а теперь никто из российских продюсеров не хотел браться за проект, понимая, что кассы фильм не сделает. Это лишний раз подтверждает, что память у нас короткая. Собрать средства всем миром на онлайн-платформе тоже не удалось. Хорошо, что нашлась молодая и смелая Екатерина Михайлова. Как продюсер она взялась за этот проект и довела его до одного из самых престижных киносмотров.

Ивану И.Твердовскому было 12 лет, когда произошел теракт на Дубровке. Воспроизводить на экране трагические события он не стал. О том, что тогда происходило, вспоминают его герои уже в наши дни. Актеры Филипп Авдеев и Роман Шмаков, входившие в детскую группу «Норд-Оста», пережив в реальности трагедию, не привнесли в картину Твердовского документальности. Фильм минималистичный, но все-таки игровой, и каждую минуту понимаешь, что перед тобой актеры, а не реальные жертвы. Очевидно, что у авторов картины не было желания любой ценой добиться документальной убедительности.

В самом начале мы видим пустой зрительный зал, серые ряды кресел, уборщицу с желтым пылесосом, которая около шести минут экранного времени чистит проходы между рядами, словно вычищает все из памяти. Звук пылесоса действует на нервы, как потом ксерокс в кабинете директора Театрального центра, сушилка для рук в женском туалете. Но в какой-то момент монотонность происходящего, назойливые звуки доводят зрителя до такого состояния, что становится не по себе. В финале уборщица опять начнет пылесосить зал, когда его покинут бывшие заложники уже в наши дни. Им разрешено посетить место теракта строго в определенный день. В другое время они со своими воспоминаниями никому тут не нужны. Можно купить билет за 500 рублей, чтобы пройти и занять свой ряд и место, номера которых навечно врезались в их память. В тот же день и час, что и в 2002 году, бывших заложников собирает матушка Наталья, в миру Наталья Самохина, тоже жертва «Норд-Оста». Она устраивает поминальный вечер, с трудом выбив зал на нужную дату. В договоре мероприятие можно назвать конференцией, и никак иначе. Название спектакля «Норд-Ост» в фильме не упоминается ни разу.

Главную роль сыграла ставшая талисманом Ивана И.Твердовского Наталья Павленкова, которую он заново открыл. Роль оказалась настолько сложна, что актриса в какой-то момент решила даже отказаться от нее. Наталье удалось сбежать через окно в туалете, после чего террористы пригрозили убивать за каждого сбежавшего десятерых. Но в тот день не привели в исполнение свой замысел. Наталья сбежала, оставив в зале мужа, дочь и сына, который погиб. Выжившие не простили ей побега. Дочь Натальи — Галю — сыграла актриса и режиссер Ксения Зуева. Ее героиня беспощадна к матери, разговаривает с ней в приказном тоне: «Вали!», «Пошла отсюда». Кажется, что по-другому она и не может. Даже когда захочет вернуть мать, станет кричать ей вслед: «Стоять!» Она давно забыла, что такое любовь.

К 15-летию бесланской трагедии режиссер Ольга Рогожина сняла документальный фильм «Беслан. Заложники навсегда/Изнанка», где уже реальная женщина, пережившая теракт в школе и отпущенная террористами на свободу с младенцем на руках, не может забыть, как отдала грудного ребенка своей девятилетней дочке, чтобы спасти двоих. Но террористы отпустили только ее, взрослую женщину, а дочка осталась навеки в школе. Прошли годы, но мать продолжает жить с чувством вины. Этот ужас навеки с ней, как и с матушкой Натальей в «Конференции», которой бывшие заложники рассказывают о своих переживаниях. Время за полночь, и охранник требует освободить зал, и тут случится то, чего менее всего ожидаешь. Люди заново переживут свой страх.

Время идет, и люди все реже собираются в трагические даты. Кого-то уже нет. Матушка Наталья и ее подруга Света, тоже бывшая заложница (ее играет Ольга Лапшина), раздают 22 собравшимся надувных кукол: белые символизируют погибших, черные — террористов, синие — тех, кто просто не смог прийти. Снято это еще до карантина, когда никто из режиссеров не предполагал, что впереди нас ждет шахматная рассадка и можно будет заполнять манекенами полупустые залы. Пустой зал на экране неожиданно спроецировался на полупустые залы Венеции, создав еще один эффект. Настоящий художник часто предчувствует то, что еще только впереди.

Светлана Хохрякова

322


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95