Простенькие задачки на движение не решают 55% российских пятиклассников, 47% семиклассников и 67% девятиклассников. В целом же при решении заданий ошибаются 46% школьников. Таковы шокирующие итоги исследования, оглашенные 27 марта.
Потребители услуг репетиторов в нашей стране молодеют не по дням, а по часам. Если в советские времена их брали для подготовки к поступлению в вуз, то в начале постсоветских — перед школьными выпускными, затем — для освоения программы девятилетки, а теперь уже и младшей школы. И прежде всего это касается «царицы наук» — математики.
Причина, как подтвердили новейшие исследования, построенные на использовании так называемых «больших данных», предельно проста. Наши дети не понимают того, что проходят, в лучшем случае зазубривая правила, но не умея применять их на практике. И этот снежный ком растет класс от класса, достигая к моменту ГИА-9 или ЕГЭ-11 катастрофических размеров и требуя принятия экстренных мер. То есть услуг репетиторов. И в основе цепи неудач лежат пробелы в знаниях, накопленные с младших классов.
Возьмем, к примеру, задачки на движение. Для пятиклассников это задание выглядит так: «Лиса Алиса и Кот Базилио вышли одновременно навстречу друг другу. Расстояние между ними 18 км. Кот Базилио шел со скоростью 3 км/час, а Лиса Алиса — 6 км/час. Через сколько часов они встретились?» И ответить на этот вопрос не могут 55% школьников!
Чуть лучше дела у семиклассников с задачкой о двух велосипедистах, выехавших навстречу друг другу из пунктов А и В, — 47%. А вот результаты девятиклассников, вышедших на финишную прямую Государственной итоговой аттестации, просто пугают. Там вычислить скорость течения реки с помощью рыболова, плывшего то по течению, то против него, не сумели 67% школьников! И это уже катастрофа. А также обильное поле жатвы для репетиторов. Особенно если учесть, что в среднем допускают ошибки при решении задач 46% наших учащихся школы.
— Цепь неудач прослеживается до младших классов, — констатировал руководитель исследования по методике электронной школы «Знаника» Вадим Ковалев. — Если восьмиклассник не решает линейных уравнений, которые проходят в 5-м классе, то он впоследствии не будет решать и линейных неравенств. А это уже ОГЭ! Так что если в регионе 50% детей не справляются с математическими задачами, это уже серьезный вопрос к местной системе образования в целом!
Правда, когда дело доходит до отчетов о результатах ЕГЭ, дела повсеместно выглядят более-менее прилично. Однако результаты Единых госэкзаменов не могут служить полноценным индикатором качества нашего среднего образования, предупреждает директор Центра мониторинга качества образования Института образования Высшей школы экономики Елена Карданова:
— Эти экзамены со слишком высокой ставкой, ведь дело идет о поступлении в вуз. Поэтому в подготовке активно участвуют репетиторы. Да и знания, продемонстрированные при сдаче ЕГЭ, исключительно кратковременны, что подтверждают сентябрьские контрольные в вузах для первокурсников с их пугающе низкими результатами.
Причины проблемы, выявленной исследованием, предстоит осмыслить, но они носят комплексный характер, считает глава управления стратегического развития Московского городского педагогического университета Кирилл Баранников.
Марина Лемуткина