В начале своей профессиональной деятельности я страдала одним недугом: боялась ситуации консультирования, т. е. самой сути работы. Как новичок, я пугалась того, чего не знаю, что не могу запрограммировать, и всячески сопротивлялась этой непредсказуемости. Как сопротивлялась? Никак не могла начать вести приём.
Такие страхи есть у каждого новоиспечённого специалиста. Мне помогла на первых порах замечательная фраза В. Сатир: «Мои ошибки — это доказательство моего роста!» Я написала ее ярко-розовым маркером на кусочке бумаги и прилепила дома на зеркало в коридоре. Назову эту фразу своей первой таблеткой. Подействовало!
Следующей стала анкета. Представьте, что вы, наконец, начали работу: осуществляете первичный приём. Это благо, если анкеты заведены в вашей организации. Анкета — друг и помощник! Она помогает унять дрожь в коленях, создаёт направление находящимся в броуновском движении мыслям. Главное — с ней вы задаете необходимые вопросы, собираете объективную информацию о человеке, который к вам пришёл. Желательно, конечно, чтобы составлена эта анкета была вашим опытным коллегой. Если всё так — вам повезло, и у вас есть то бревно, которое не даст вам утонуть в бушующем океане страстей человеческих. После заполнения анкеты у вас останется информация на листочках и картинка в голове. Листочки помогут освежить эту картинку в памяти, которой, как известно, свойственно подводить нас в нужный момент. А рукописи не горят!
А дальше… Дальше самое сложное. Смысл вашей деятельности — помочь клиенту сформулировать его проблему. Понять вместе с ним, зачем он эту проблему создал себе, какую она роль в его жизни играет. Если в итоге он решит, что без неё ему будет легче жить, то начать подбирать варианты жизни «без неё».
Тем, кто пришёл на работу после окончания любого, повторюсь опять, любого института, сделать то, что я описала одно предложение назад, не по силам. В наших высших обучающих заведениях практика — на последнем месте, если вообще таковой нагружают студентов. Посему на момент первой своей консультации вы отличаетесь от клиента наличием в голове каши из теоретических знаний и ещё большим, чем у самого клиента, уровнем тревоги. Так вот, чтобы хоть
Ваша Мария Зимина