На пике своих страданий
Я обрадовалась и… снова растерялась, с группой детей работать мне не приходилось. Моя начальница Тая (она устроилась в центр на полгода раньше меня, и за спиной у нее был богатейший опыт групповой работы, приобретённой в детских летних лагерях), увидев мою крайнюю озабоченность, предложила свою помощь. Несмотря на двадцать с небольшим лет, Таисия вовсе не боялась (такое бывает с молодыми специалистами) детей и была педагогически подкована по многим вопросам. Добрая половина нашей программы состояла из игр, шуток и прибауток, извлеченных ею из своего «лагерного прошлого». Я отвечала за психологическую сторону нашего дуэта.
Понятно, что нас, как новичков (до этого в центре групповая работа с детьми в данном направлении не велась серьёзно), отдали под руководство очень опытному коллеге. Её наставничество ограничивалось ежедневными вопросами, что мы уже сделали и что собираемся. Если же, мучимые неопытностью, мы бросались к ней за глотком знаний, то в ответ обычно получали: «Попробуйте, это хорошая идея». Удивительно, до сих пор не могу понять! Когда ты начинаешь работать, к примеру, на заводе, тебя ставят помощником мастера. Ты наблюдаешь за ним
О себе скажу, что когда рассказываешь коллегам на разборах свои печали, то ошибки в работе обнаруживаются быстрее. Да и вообще, с трудностями справляться сообща легче. А если не делать этого, значит, тыркаться придется довольно долго, пока не набредёшь на свою колею. Вы вспомнили о супервизии*? Это на Западе!
Что мы придумали (мы — молодые и неопытные): собираться дважды в неделю и рассказывать друг другу о тех случаях, где разобраться в одиночку не получилось. Очень помогло! Ещё на таких встречах мы обменивались новыми методиками. Высмотрел
Так вот, вернусь к группам. Через месяц упорного труда мы ринулись набирать первую.
Ошибки были. Расхлёбывать пришлось долго.
Главная была такая. Детей — 24 человека, из них мы создали 3 группы по 8. В первую группу набрали самых педагогически запущенных. В чем запущенных? К шести с половиной годам они не могли чётко определить своё положение во времени и пространстве, т. е. на вопрос «Какое сейчас время года?» ответом чаще всего служило «не знаю». Вопросы о дне рождения, названии города, улицы и номере дома, в котором живёт, и т.д. вообще вызывали ступор. Задания, довольно простые для их возраста, они либо выполняли с помощью психолога, либо не выполняли вообще, потому как внимание не концентрировалось, а рассеивалось. Дети были в основном из неблагополучных семей и семей иммигрантов. Последних родители собирались на следующий год отправить учиться в обычные школы! Хотя на диагностическом этапе выяснилось, что они плохо понимают русскую речь!
После первых двух занятий стало понятно, что нужно переформировывать группы. Дети в группе должны быть с разными уровнями психического развития. Так как с более низким уровнем будут тянуться к тем, у кого лучше всё получается. Если в группе есть ребята, которые умеют договариваться в конфликтных ситуациях, знают больше, то вам, ведущим, есть на кого положиться. К сожалению, поменять состав групп нам не дали. И мы продолжили.
Что нам мешало: дети нас не слушались. Из выделенного на занятие часа мы полчаса пыталась их усадить и привлечь внимание к заданиям. Они сваливались в огромную воющую кучу. Дрались, кусались, матерились. В первый день была искусана Тая. Мне досталось чуть позже.
Почему не слушали? Этот вопрос меня измучил, и я пошла на занятие к более опытному специалисту. Мне разрешили присутствовать и помогать ведущему.
Что я делала дальше?
Получилось, не сразу, но получилось! Стали слушать и стали слушаться. Что мне помогло? Действие. Лучшая таблетка против страха!
* Супервизия – наставничество, то есть когда у тебя есть возможность получить совет у более опытного специалиста, чем ты сам.
«Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом…». Соловейчик М.Я., Супервизия // в Сб.: Мастерство психологического консультирования.
Ваша Мария Зимина