Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Группы

Начало

На пике своих страданий из-за отсутствия навыка в работе (видно, некому было меня предупредить, что этот самый навык вырабатывается постепенно, путем систематического приложения усилий, а не рождается вместе с нами), я получила задание основать групповую работу с детками из соседствующего с нашим центром детского сада. Цель была поставлена четко: выявление уровня психологической готовности детей к школе и проведение по результатам диагностики коррекционной программы занятий. Ура, программы! Наконец можно было хоть что-то программировать!

Я обрадовалась и… снова растерялась, с группой детей работать мне не приходилось. Моя начальница Тая (она устроилась в центр на полгода раньше меня, и за спиной у нее был богатейший опыт групповой работы, приобретённой в детских летних лагерях), увидев мою крайнюю озабоченность, предложила свою помощь. Несмотря на двадцать с небольшим лет, Таисия вовсе не боялась (такое бывает с молодыми специалистами) детей и была педагогически подкована по многим вопросам. Добрая половина нашей программы состояла из игр, шуток и прибауток, извлеченных ею из своего «лагерного прошлого». Я отвечала за психологическую сторону нашего дуэта.

Понятно, что нас, как новичков (до этого в центре групповая работа с детьми в данном направлении не велась серьёзно), отдали под руководство очень опытному коллеге. Её наставничество ограничивалось ежедневными вопросами, что мы уже сделали и что собираемся. Если же, мучимые неопытностью, мы бросались к ней за глотком знаний, то в ответ обычно получали: «Попробуйте, это хорошая идея». Удивительно, до сих пор не могу понять! Когда ты начинаешь работать, к примеру, на заводе, тебя ставят помощником мастера. Ты наблюдаешь за ним какое-то время, потом тебе дают несложные задания и проверяют, как справился. Самое важное — с тобой активно делятся опытом. В психологическом коллективе всё наоборот. Точно каждый мало-мальски состоявшийся психолог боится, что ты украдёшь у него его необыкновенную профессиональную тайну. Поделиться с тобой он ею не может.

О себе скажу, что когда рассказываешь коллегам на разборах свои печали, то ошибки в работе обнаруживаются быстрее. Да и вообще, с трудностями справляться сообща легче. А если не делать этого, значит, тыркаться придется довольно долго, пока не набредёшь на свою колею. Вы вспомнили о супервизии*? Это на Западе!

Что мы придумали (мы — молодые и неопытные): собираться дважды в неделю и рассказывать друг другу о тех случаях, где разобраться в одиночку не получилось. Очень помогло! Ещё на таких встречах мы обменивались новыми методиками. Высмотрел что-то сам, попробовал и передал коллеге. Замечательно помогает в работе!

Так вот, вернусь к группам. Через месяц упорного труда мы ринулись набирать первую.

Ошибки были. Расхлёбывать пришлось долго.

Главная была такая. Детей — 24 человека, из них мы создали 3 группы по 8. В первую группу набрали самых педагогически запущенных. В чем запущенных? К шести с половиной годам они не могли чётко определить своё положение во времени и пространстве, т. е. на вопрос «Какое сейчас время года?» ответом чаще всего служило «не знаю». Вопросы о дне рождения, названии города, улицы и номере дома, в котором живёт, и т.д. вообще вызывали ступор. Задания, довольно простые для их возраста, они либо выполняли с помощью психолога, либо не выполняли вообще, потому как внимание не концентрировалось, а рассеивалось. Дети были в основном из неблагополучных семей и семей иммигрантов. Последних родители собирались на следующий год отправить учиться в обычные школы! Хотя на диагностическом этапе выяснилось, что они плохо понимают русскую речь!

После первых двух занятий стало понятно, что нужно переформировывать группы. Дети в группе должны быть с разными уровнями психического развития. Так как с более низким уровнем будут тянуться к тем, у кого лучше всё получается. Если в группе есть ребята, которые умеют договариваться в конфликтных ситуациях, знают больше, то вам, ведущим, есть на кого положиться. К сожалению, поменять состав групп нам не дали. И мы продолжили.

Что нам мешало: дети нас не слушались. Из выделенного на занятие часа мы полчаса пыталась их усадить и привлечь внимание к заданиям. Они сваливались в огромную воющую кучу. Дрались, кусались, матерились. В первый день была искусана Тая. Мне досталось чуть позже.

Почему не слушали? Этот вопрос меня измучил, и я пошла на занятие к более опытному специалисту. Мне разрешили присутствовать и помогать ведущему.

Что я делала дальше?

Во-первых, начала учить наизусть программу каждого занятия, предварительно напечатав её, включая текст, который я должна произносить, обращаясь к детям. Всегда помните, что дальше. Зачем? Чтобы не запинаться: «а дальше мы будем, э-э…» — и не хвататься за шпору. Когда вы начинаете отвлекаться от процесса и подсматривать в листочки, дети, у которых проблемы с устойчивостью внимания, тоже отвлекаются и отвлекают других. Вести занятие надо так, будто вы в сотый раз это делаете. Точно вы с ветерком на гоночной машине несётесь по зеркально ровной трассе, а не на тракторе по полю весной.

Во-вторых, потренировалась перед зеркалом и записала свою речь на магнитофон. Прослушала. Поняла, что надо менять интонации, и снова, снова разговаривала сама с собой! Пока не понравилось. Пока не услышала речь уверенного в себе человека, которого не захочешь, а выслушаешь.

Получилось, не сразу, но получилось! Стали слушать и стали слушаться. Что мне помогло? Действие. Лучшая таблетка против страха!


* Супервизия – наставничество, то есть когда у тебя есть возможность получить совет у более опытного специалиста, чем ты сам.
«Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом…». Соловейчик М.Я., Супервизия // в Сб.: Мастерство психологического консультирования.

Ваша Мария Зимина

947


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95