Химия - один из самых трудных предметов в школе. Она нужна тем, кто идет на химические и медицинские факультеты. Кого вузы возьмут без экзаменов? Можно ли поступить в МГУ без репетиторов? Что надо поменять в учебниках? Об этом "РГ" рассказывает академик РАН, президент химического факультета МГУ Валерий Лунин.
Льготы при поступлении в вузы дают около сотни разных олимпиад. Есть мнение, что часть олимпиадников вообще чуть ли не липовые, так как не всегда могут подтвердить свои льготы. Как вы считаете?
Валерий Лунин: Только что прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии, где участвовали 264 человека из 60 регионов. С ними приехали 60 учителей, которые подготовили этих ребят. Я рассказывал им, как сдали первую сессию предыдущие олимпиадники. Мы в прошлом году зачислили 135 победителей и призеров. На сессии средний балл по химии у них был 4,9, по математическому анализу - 4,52, по русскому языку - 4,3. Победители олимпиады "Ломоносов" получили по итогам сессии по всем предметам выше четверки. Прекрасно учатся в вузах победители Международной Менделеевской олимпиады, которая объединяет все бывшие республики СCCР. Авторитет олимпиады высок, к ней уже присоединились Болгария, Румыния, Македония, Турция, Венгрия, Кувейт, Израиль, Монголия, Хорватия. На будущий год запланировано участие Сербии, обсуждается вопрос участия США.
Победители этой олимпиады тоже могут без экзаменов поступить в МГУ?
Валерий Лунин: Тут все непросто. Приходится решать вопросы льгот индивидуально. По итогам нашего обращения в правительство в прошлом году нам удалось взять победителей - двух студентов из Туркмении и Узбекистана. Талантливым ребятам надо давать возможность получить хорошее образование.
Олимпиадники зачисляются вне конкурса, но все остальные должны сдавать в МГУ еще и внутренний экзамен. Можно сдать его без репетиторов?
Валерий Лунин: Больше половины студентов на химфаке - иногородние, есть из небольших городков, отдаленных сел. Какие там репетиторы? Там есть талантливые школьные учителя, которые могут привить любовь к предмету и хорошо подготовить учеников. Например, это учитель химии из Барнаула Раиса Андреевна Коркина, которая работает в школе с углубленным изучением английского языка, и для ее учеников не всегда химия - самый главный предмет. Она ведет по выходным дням химический кружок, пять ее учеников стали нашими студентами. В Екатеринбурге есть прекрасный учитель Сергей Анатольевич Москвин. В Брянске был замечательный учитель Юрий Алексеевич Матвеев. Он помог оборудовать для лицея №1 в Брянске химические кабинеты, каждый год к нам приезжали поступать его ученики.
Почему многие талантливые выпускники, в том числе химфака МГУ, уезжают из России?
Валерий Лунин: Самое уязвимое место - отсутствие жилья. Поступает талантливый парень в университет, живет в общежитии, потом аспирантура - тоже жилье предоставляется. А как быть иногороднему выпускнику? Оставить в университете и обеспечить общежитием мы можем единицы. Но ситуация меняется. К нам стали возвращаться ученые, например, из США вернулся прекрасный химик Александр Васильевич Митин.
Учителя не очень довольны учебниками: в выпускных классах нет органической химии, а она очень нужна поступающим в медвузы. Может, надо переписать учебники?
Валерий Лунин: Ни стандарты, ни базисный учебный план, ни большинство учебников не соответствуют современному состоянию химической науки. В 2004 году мы вместе с педагогами, которые занимаются с одаренными детьми, написали линейку учебников химии с 8 по 11 класс. Они для обычной школы и профильных классов. Хотели показать красоту химии, ее современные достижения, но наши учебники в некоторых школах сочли слишком сложными. Учебники Рудзитиса и Фельдмана, по которым сейчас занимается немало школ, увлечь предметом не всегда могут. Химия сегодня преподается с 8 класса, а я считаю, что начинать надо с 7-го, как и физику. Причем школе нужно системное предметное преподавание, а не предметные области. Не может один учитель вести и химию, и физику, и биологию.
Где найти работу выпускникам химических факультетов?
Валерий Лунин: В России выпускается ежегодно около 2000 бакалавров и 1500 специалистов - химиков. Они нужны в компаниях по выпуску минеральных удобрений, нефтехимии, фармацевтической промышленности. Развиваются направления "физиологической химии", а также "зеленой химии" -- это новая технология с минимальным воздействием на природную среду. За ними - будущее.