Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

У нас в гостях «Книжное обозрение» (продолжение…)

У нас в гостях "Книжное обозрение" (продолжение...)


Ненужные драматурги?

В прошлом году на прилавках магазинов, торгующих интеллектуальными книгами, появилось сразу несколько аккуратных, строго оформленных томиков зарубежных драматургов ХХ века, уже успевших стать классиками. Книги получили высокую оценку специалистов и прессы. Они казались очень нужными и своевременными. Ведь сейчас российские театры и киностудии плачут от нехватки хороших современных пьес и сценариев, а учебные заведения, готовящие драматургов, страдают от нехватки изданий, которые можно было бы предложить учащимся в качестве примера для подражания. В библиотеках ВГИКа и ГИТИСа книги современных французских и американских драматургов хранятся в читальных залах и не выдаются на руки...

Серия быстро пополнялась, но вдруг встала - очередных томов довольно давно. О невеселой ее судьбе корреспонденту "КО" рассказал исполнительный директор издательства "Гудьял-Пресс" Александр Касьяненко.

- Какие авторы успели у вас выйти?

- Вышли книги Юджина О'Нила, Артура Миллера, Герхарта Гауптмана, двухтомники Жана Ануя, Жана-Поля Сартра, Карела Чапека, Бертольда Брехта, а также первый том Теннеси Уильямса.

- Чем интересна эта серия? Много ли в ней новинок?

- Новинок в ней не так уж много, однако многие произведения печатались только в журналах и оказались собраны вместе впервые. Или, например, пьесы Брехта и Чапека печатались в собраниях сочинений этих авторов, а у нас они были подобраны тематически - все наиболее значительные драматургические произведения вместе. Идея нашей серии - возродить традиции издательства "Искусство", еще в советское время выпускавшего "Библиотеку драматурга". Уже готов, но так и не вышел в свет второй том Уильямса, полностью состоящий из новинок, и книга Генрика Ибсена, в которую вошла пьеса "Брандт", пока не печатавшаяся на русском языке.

- Эти книги еще увидят свет?

- Их выход под вопросом. Хотя мы очень хотим и надеемся выпустить их до следующего лета. А вот от издания книги Августа Стринберга, скорее всего, придется отказаться.

- Что же произошло?

- Сейчас серия приостановлена. Можно сказать, что она провалилась. Разговоров вокруг нее было много, но реально книги не продаются. Да, драматургию сейчас никто не издает, но никто и не покупает. Оказалось, что эти книги нужны только узкому кругу специалистов. Большинству людей читать пьесы сложно. Нет описаний природы, внутренних диалогов...

- Может быть, тираж был велик или цена неподъемной? Или несовершенна система распространения? У вас есть контакты с регионами?

- Выпуск такой книги оказался довольно трудным и дорогостоящим. Даже не сама печать, а только подготовка к ней: составление, редактура, корректура... А когда получившаяся сумма делится на достаточно небольшой тираж в пять тысяч экземпляров, то дает весьма высокую отпускную цену. И регионы тут не помогут. Наши книги продаются через сеть "АСТ". Однако провинция редко берет сложные книги, предпочитая те, что попроще. В провинции вообще нет денег. Библиотеки могут покупать книги только через фонд Сороса - на государство рассчитывать им не приходится. Реально книги из этой серии продаются только в Москве и Питере, и то очень плохо: с трудом уходит две-три тысячи. Но если издавать книги такими тиражами, их цена станет совсем запредельной.

- Что же делать? Неужели нет выхода?

- Чтобы успешно существовала такая серия, необходима поддержка какого-либо фонда или организации. Если бы за счет дотаций покрывались хотя бы расходы на подготовку текстов, то выпуск этих книг стал бы уже рентабельным. А пока их покупает только тот, кто связан с драматургией профессионально.

Беседовал Алан СМИТИ

Евангелие от Захарова

Захаров М. Суперпрофессия. - М.: ВАГРИУС, 2000. - 288 с. (Мой 20-й век) 10 000 экз. (п) ISBN 5-264-00384-Х

 

Марк Захаров уже однажды писал мемуары. В 1988 году они печатались в издательстве "Искусство", а совсем недавно в переработанном и дополненном виде вышли в "Центрполиграфе". Новая книга известного режиссера театра, телевидения и кино не является строго биографической. Хотя - спешу успокоить будущих ее читателей - в ней достаточно места отведено интересным фактам из жизни самого автора, а также его творческим столкновениям с такими замечательными людьми, как Григорий Горин, Александр Ширвиндт, Николай Караченцов, Инна Чурикова, Олег Янковский. Другими словами в ней есть все, что читатель ждет от мемуарного жанра, но есть и кое-что еще. Эта книга - развернутое и тщательно проиллюстрированное примерами эссе о режиссуре как о профессии, точнее, как о суперпрофессии...

Весь мир - театр, а люди в нем актеры... Эта фраза Шекспира звучит настолько хрестоматийно, что ни у кого уже не возникает даже мысли ее как-то проанализировать или просто над ней задуматься. А между тем, помимо актеров, в театре достаточно людей других специальностей. Кто они? Что если ряд аналогий продолжить дальше? Кто в мире исполняет функции осветителей, декораторов или гримеров? И самое главное, кто в театре занимает то место, на котором в мире находится Всевышний? В эпоху романтизма богоподобным считали драматурга, вознося до небес литературный труд. Марк Захаров высказывает несколько иную версию. "Режиссура - система созидания того, чего не знает Бог", - пишет он.

Как известно, в XIX веке театр вполне обходился вообще без режиссера: была пьеса, написанная драматургом, были актеры и был директор театра, который немного помогал своим актерам поставить эту пьесу. Не оттого ли все столетие не претерпевали значительного изменения взгляды поэтов-романтиков? В ХХ веке в театре появился режиссер и сразу занял главенствующую позицию. И все равно, несмотря на вклад Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда и других, режиссер оставался интерпретатором. К 70-м годам это стало окончательно ясно. Причем в первую очередь самим режиссерам - наивный зритель обо многом даже не догадывался... И тогда из общей массы режиссеров выделилось несколько фигур, совершенно не похожих друг на друга. Наиболее заметны были Петр Фоменко, Анатолий Васильев и Марк Захаров. Они шли разными путями, поэтому очень часто тем, кому нравится кто-то один из них, резко неприятен кто-то другой. Но всех их роднит преодоление интерпретаторской сущности режиссера. И все они достигли весомых результатов, и успех их спектаклей - тому отличное доказательство. В случае с Марком Захаровым можно приплюсовать еще и его работы в кино и на телевидении. Его творческая манера неизменна. Главный принцип Захарова - недосказанность; сложной сетью полунамеков вовлекает он зрителя в свое действо, однако при этом не оставляет ему свободы в интерпретации намеков. В спектаклях и фильмах Марка Захарова много от эстрады, от карнавала, даже от плаката, а воздействие, которое они оказывают на зрителя, сродни магическому. Приведу еще одну цитату из книги: "Режиссура в конечном счете - система программных импульсов, обязательно задевающих и воздействующих на психику возможных зрителей".

Конечно, в этой книге режиссер не открывает секретов своего мастерства. Это не в его манере - он и тут ограничивается полунамеками. Но так же, как в спектаклях и фильмах Захарова, их вполне хватает. Прочитав книгу, невольно соглашаешься, что режиссура - это суперпрофесссия. Ведь так же, как он программирует (см. цитату) зрителя со сцены, он влияет и на читателя со страниц. Истории из жизни превращаются в притчи, а случайные ощущения обретают запредельный смысл. Другому бы не поверил, а Захарову веришь...

Несомненно, в современном театре главенствует режиссер. Театр, в котором он не главенствует, попросту неинтересен. А как же быть с драматургом? Он остался вершиной театрального Ветхого Завета, он - Бог-Отец. Режиссер - Бог-Сын. И пусть вечно свят будет Дух Театра!..

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ

Классиков забрасывают в Сеть

Компания "Reciprocal", мировой лидер в онлайновой коммерции и в области цифрового менеджмента в сфере авторских прав, подписала соглашение с издательством "Random House". В соответствии с ним издательство "Modern Library", входящее в группу "Random House", предоставит компании программу, позволяющую распространять электронные книги и права на них через некоммерческие (литературные клубы и общества, учебные сайты и т.д.) и коммерческие веб-сайты. "Reciprocal" выступит в качестве оптового поставщика и берет на себя все обязанности по защите и хостингу электронных книг и защите прав на них.

"Modern Library" (http://www.modernlibrary.com) сегодня готово предложить в электронной форме более ста произведений классической литературы, включая книги таких авторов, как Джейн Остин и Джеймс Джойс, Марсель Пруст и Чарльз Диккенс. В новые электронные версии войдут предисловия, написанные известными писателями, и комментарии. Книги будут распространяться в форматах .pdf и .lit (Microsoft Reader).

Издательство "Modern Library" было основано в 1925 г. и оказало значительное влияние на формирование культурной среды в США. Все эти годы оно специализировалось в основном на выпуске классической и "серьезной" литературы, в последние годы - и на электронных носителях.

 

***

 

О ЗУБАТЫХ И ПУШИСТЫХ

 

Возрадуйтесь мыши, крысы, сурки, хомяки и прочие грызуны, а также кролики и зайцы, вычеркнутые беспощадной рукой зоолога из этого замечательного отряда относительно недавно, - свершилось! Чтения на тему "Грызуны в литературе" Крымского геопоэтического клуба из цикла зоософии состоялись. Историческая справедливость восстановлена - неоценимая заслуга этих замечательных животных перед искусством наконец-то признана. Трогательный рассказ Светланы Василенко о незавидной участи норных грызунов в годы активности пионерской организации пробудил в собравшихся сострадание и участие, открыл наши сердца сочувствию. Мелодраматические переживания затопили бы аудиторию, если бы не Александр Левин, поднявший настроение веселыми песнями и стихами. А после доклада доктора наук (настоящего, по тем самым грызунам) Елены Котенковой жизнь крыс и мышей стала понятна и близка нам, как наша собственная. Поэтому выступления всех остальных докладчиков - Игоря Сида, Виктора Куллэ, Дмитрия Кузьмина, Дмитрия Александровича Пригова, Дмитрия Гайдука, Германа Виноградова и многих других - воспринимались легко и естественно. А пламенная речь известного правозащитника Валерия Никольского пробудила искреннее желание улучшить жизнь грызунов как литературную, так и реальную. Единственный присутствующий на чтениях представитель обсуждаемого отряда, пестрый крыс Жора, сидел в клетке и потому, наверное, своего одобрения не высказывал, равно, впрочем, как и каких-либо возражений.

 

***

 

ЧТО ЧИТАЮТ НАШИ ДЕТИ

 

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы "Анализ структуры читательских интересов детей и юношества: проблемы чтения, издания и доступности периодической и непериодической печатной продукции (социологическое исследование)". Главные цели конкурса: получить достоверную картину о круге чтения подрастающего поколения и степени удовлетворения его читательских запросов, а также разработка системы мер государственной поддержки детского и юношеского книгоиздания и периодики.

Конкурс состоится 22 декабря с.г. С его победителем будет заключен государственный контракт на выполнение работы.

Справки по тел. 229 86 22

831


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95