Первая по распространенности трудность (встречается у 20% детей) — случайные пропуски букв при письме. Возможные причины — слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля. Или, может быть, оба навыка просто еще не «включились» в первые недели после начала занятий. Теми же причинами объясняется и вторая по частоте (19%) трудность: орфографическое правило ребенок знает и понимает, но ошибку на это правило все равно делает. У 14% ребят встречаются затруднения при пересказе текста. Опять в первую очередь следует заподозрить недостаточную концентрацию внимания.
Но может быть, дело совсем в другом: например, ребенок стесняется или у него занижен уровень самооценки. 13% малышей не воспринимают объяснение с первого раза. Опять беда с концентрацией внимания. Примерно у 10% ребят домашние работы хорошие, а точно с такими же заданиями в классе они справляются плохо. И вновь дело во внимании — в его недостаточной концентрации и недостаточной скорости переключения. 7% ребят постоянно переспрашивают. В этом случае равно возможны две причины: либо опять недостатки внимания, либо ребенок очень уж неуверен в себе.
Для развития у детей внимания, его концентрации, объема, переключения существует множество увлекательных игр-упражнений. Чтобы в начале учебного года помочь вниманию активизироваться, с детьми полезно поиграть.
Играть можно вдвоем — ребенок и взрослый или втроем — взрослый и двое детей.
«Рисуем и дорисовываем». Первый игрок изображает на листке какой-нибудь несложный рисунок и передает второму игроку. Тот, прикрывая листок, пририсовывает несколько деталей и возвращает первому, который должен сказать, что изменилось на рисунке. Потом сам дополняет рисунок, и уже второй игрок должен перечислить изменения.
«Повтори за мной!». Первый игрок рисует на листке что-нибудь несложное (квадрат и треугольник, например, или круг и два квадрата). На несколько секунд показывает изображение второму игроку, который должен повторить рисунок на своем листке. Потом игроки меняются ролями. С каждым новым этапом игры сложность изображения можно увеличивать. В эту игру можно сыграть с помощью счетных палочек: первый игрок выкладывает фигурку, а второй должен ее воспроизвести.
«Звери и птицы». Игроки договариваются так: один перечисляет зверей и птиц, а второй, услышав название птицы, хлопает в ладоши. Потом меняются ролями. Потом меняют условия: хлопком надо встречать название теперь уже не птицы, а зверя. Потом условия усложняются: на зверя — хлопать, на птицу — топать.
Замечательно развивает внимание и увлекательна для детей известная старшему поколению игра: «Да и нет не говорите, черное и белое не берите. Вы поедете на бал?»
Ростова Людмила