Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Уголовная боль

О влиянии тюрьмы на российское общество

Россия находится на 1-м месте в Европе и на 8-м — в мире по численности заключенных (на 100 тысяч жителей), а тюрьма до сих пор заметно влияет на наше общество, гласит новый доклад ЦСР. "Огонек" оценил масштаб явления

Тюрьма в широком смысле этого слова заметно влияет на наше общество

Новый доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, представленный на днях в Совете Федерации и посвященный уголовной политике в России, сразу обратил на себя внимание. Известно, что в нашей стране не зарекаются от тюрьмы, но когда тот же тезис подкреплен свежей статистикой, становится не по себе. Однако коллектив авторов, среди которых сотрудники НИУ ВШЭ и МГУ, не просто обозначил проблему, в докладе определена и стратегия уголовной политики аж до 2025 года. И все же, есть ли повод для беспокойства?

— С уголовной политикой у нас все довольно плохо,— говорит один из авторов доклада, заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики факультета права НИУ ВШЭ Геннадий Есаков.— Это и хаотичное уголовное законодательство, и противоречащие друг другу установки, когда с одной трибуны призывают ужесточать, а с другой — ослаблять. У нас высокий процент рецидива, неадекватное правоприменение — со всем этим надо что-то делать.

Доклад констатирует: в нашей стране в местах лишения свободы находится около 600 тысяч человек, еще примерно 200 тысяч их охраняют — получается без малого город-миллионник. По факту в России отсидел каждый десятый мужчина, отмечают авторы, более того, 55 процентов российских осужденных находятся сегодня в так называемой области криминологического "невозврата" (то есть скорее всего к нормальной жизни они не вернутся), а еще 23 — в зоне риска. Одна из причин — большие тюремные сроки, превышающие пять лет. Для сравнения, в Великобритании свободы лишают в среднем на 16,2 месяца! А по состоянию на сентябрь прошлого года сроки продолжительностью четыре и более года там получили лишь 36 процентов осужденных. Похожая ситуация в Германии: там сроки лишения свободы до 2 лет составляют примерно 80-90 процентов от всего, что назначают преступникам. И это не просто "смягченные нравы", но прагматизм: чем выше срок заключения, тем более вероятен рецидив, а человеку труднее вернуться к нормальной жизни.

Дело не только в сломанных судьбах, но и в атмосфере, складывающейся в обществе. Авторы доклада приводят слова известного российского экономиста Александра Аузана о том, что в России тюрьма — наряду со школой и армией — стала одним из институтов, влияющих на социокультурные установки россиян.

— Что играет в любом такси? Шансон. Или блатная феня — мы сами не замечаем, что на ней говорим,— отвечает Геннадий Есаков.— И этому не стоит удивляться. Общество рассматривает лишение свободы чуть ли не как единственный вид уголовного наказания, а это, в свою очередь, не может не сказаться на всех сферах нашей жизни.

Кроме того, уголовно-исполнительная система недешево нам обходится: в прошлом году она стоила государству 264,6 млрд рублей в виде ассигнований на ФСИН. В расчете на одного осужденного получается примерно 346,8 тысячи. При этом, если взглянуть на проблему шире, тюремная субкультура не совместима с инновациями, без которых, в свою очередь, трудно представить современную экономику: то есть чем больше сидим, тем хуже конкурируем...

Одну из причин сложившейся ситуации авторы доклада видят в самом уголовном законодательстве, которое сегодня переживает кризис. Чем еще можно объяснить следующие парадоксы: например, в действующем УК есть преступления, по которым судья может дать как 2 месяца лишения свободы, так и 15 лет! Или вспомним штрафы: за преступление, согласно УК, сейчас могут назначить от 3 тысяч рублей, а за административное правонарушение — несколько сотен тысяч. Оказывается, всего с 1996 года в УК было внесено полторы тысячи поправок, вот и результат...

— Наше исследование показало, что законотворчество в сфере уголовного и уголовно-процессуального права носит хаотичный характер,— заявил на слушаниях в СФ сам Алексей Кудрин.

При этом общий вектор уголовного закона репрессивен: к лишению свободы условно или реально сегодня приговариваются 60 процентов осужденных! Авторы не обходят вниманием и популярную тему "закошмаренного бизнеса".

— У нас за законами иногда следует правоприменение, которое прямо противоречит их духу и букве. С одной стороны, хорошие формулировки в отдельных статьях УК, а с другой — на практике следователи выдумывают такие конструкции, от которых волосы встают дыбом,— говорит Есаков.— Чаще всего подобное случается, например, со статьей "Мошенничество". Все это результат непонимания, куда двигаться уголовному праву.

А действительно, куда? Доклад не случайно имеет подзаголовок "дорожная карта": в нем предлагаются этапы "ползучего" реформирования существующей политики, начиная с гуманизации законодательства и заканчивая новой пенализацией (за непонятным термином скрывается, в частности, дополнение наказания иными мерами воздействия). Звучат и конкретные идеи: допустим, вернуть понятие уголовного проступка — промежуточного между уголовным преступлением и административным правонарушением. Или запретить лишение свободы при совершении первого преступления небольшой и средней тяжести, а также преступлений в сфере экономики... Отметим, впрочем, что речь в этом случае идет о 10 процентах осужденных: основная часть российских сидельцев проходят по тяжким статьям — убийствам (28), наркотикам (26), разбоям (8), грабежам (6 процентов)...

Занятный поворот — это новые технологии, им в докладе уделено много внимания.

— Новые технологии могут помочь как в борьбе с преступностью, так и в реформе системы наказания. Вспомните опыт Лондона: как только по всему городу установили камеры наблюдения, уровень уличной преступности резко упал,— говорит Геннадий Есаков.— То же самое с браслетной техникой: она уже успешно применяется в качестве альтернативы заключению под стражу, как в случае с бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. Сегодня это редкие примеры, а в будущем, в идеале, они должны стать массовыми. Технологии будут удешевляться, так что финансовых препятствий здесь нет.

Предложения, конечно, интересные, но что будет с докладом дальше? Пока авторы предлагают дождаться осени — после обсуждения на различных экспертных площадках "дорожную карту" снова рассмотрят в Совете Федерации. Ну а дальше — выборы, и пригодятся ли наработки ЦСР новому правительству — вопрос пока подвешен

Кирилл Журенков

Источник

435


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95