Уже несколько дней назад, когда у нас зашел разговор о христианстве, Маттео сказал, что в Италии есть практика временного пребывания в монастыре. Я такой возможности обрадовался. У моего друга на примете был один монастырь, но несколько дней он не мог дозвониться. Наконец, ему удалось поговорить с монахом, который занимается приемом паломников. Монах сказал, что есть свободные кельи, и мы можем приехать.
На этот день мы и наметили поездку в Abbazia di Praglia (Bresseo PD). Так назывался этот бенедиктинский монастырь около Падуи.
Это несколько часов езды от дома Маттео. Мы успели прибыть в двенадцатом часу, так как монах попросил по телефону, чтобы мы были до двенадцати.
Маттео не был в этом монастыре, но проезжал мимо него раньше. Местность здесь живописная. За монастырем расположены горы. Весьма похоже на природу Краснодарского края!
В монастыре нас встретил необычайно приветливый, высокий, худощавый монах лет сорока. Это с ним Маттео и говорил по телефону. Его звали странным для итальянцев именем Вальтер.
Мы поставили машину во двор монастыря, за нами закрыли дверь. Вальтер провел нас в здание.
Монастырь был основан в одиннадцатом веке (аж дух захватывает!). Но два раза в богатом событиями девятнадцатом столетии он прекращал свое существование. Древнейшие постройки монастыря не сохранились. Самое раннее из строений относится к четырнадцатому веку. Большинство построек датируются временем от шестнадцатого до восемнадцатого века.
Монастырь показался мне велик. Я так до конца и не понял всю его планировку. Дворики монастыря украшены зеленью.
Вальтер показал мне наши кельи и дал ключи от них. Это небольшие комнаты на одного человека. В комнате есть все необходимое. Стол, шкаф, зеркало, кровать с постельным бельем, две настольные лампы, коврик. На столе расписание дня, несколько книг — Библия, житие Святого Бенедикта, основателя бенедиктинского ордена, и ещё несколько книг. На окнах ставни. Это помещение с кельями осносится к семнадцатому веку. Ванные комнаты — отдельно, чтобы пройти туда, надо идти по коридору. В кельях, как и везде в монастыре, очень чисто.
У каждого из орденов есть свои особенности. У францисканцев, например, важная черта — открытость внешнему миру, проповедь в миру. Монастыри францисканцев, поэтому, часто расположены внутри городов. У бенедиктинцев, мощного и древнейшего ордена средневекового времени, другая особенность. Их девиз — «молиться и работать». Важное место в монастырской жизни бенедиктинцев отводится труду. Есть и другие ордена, где монахи не работают. Монастыри бенедиктинцев чаще располагаются вне городов. Ещё Святой Бенедикт стремился создавать монастыри на некотором расстоянии от городов.
Говорят, что самые учёные из католических монахов — орден иезуитов. Есть в католицизме и вовсе закрытые ордена. Какой контраст с православием! В православии нет орденов. И все монахи едины.
Вальтер и другие монахи не говорили на английском. Поэтому здесь я вновь обходился помощью Маттео-переводчика и жестами.
Александр по-итальянски — это Алессандро. Табличку с таким именем Вальтер прикрепил на двери моей кельи.
Мне было приятно, что в монастыре не принято спрашивать документы у гостей. Мой паспорт никто не спрашивал. Никакой бюрократии, свойственной нашей цивилизации, где без бумажек шагу нельзя сделать.
Вальтер все время ходил крайне быстро, я за ним едва поспевал. Видимо, ему свойственно ценить время. Интересно, кем он был в миру?
Мы приехали почти к началу обеденной молитвы. Времени на осмотр монастыря сейчас не было. Мы с Маттео пошли в церковь. Первый раз все показалось особенно необычным.
На молитву зовет звон колоколов. Перед входом в церковь имеется полка с одинаковыми молитвенниками. Рядом с полкой объявление с указанием тех страниц, которые будут нужны на эту молитву. Молитвы на итальянском языке, но в некоторые моменты молитва произносится на латинском. Местами я чуть-чуть понимал латинский текст. Вообще, для католиков серьезный вопрос — на каком языке молиться. Единства в этом вопросе нет.
В первый раз молитва и пение монахов кажутся особенно неземными. Я не понимал большинства слов, но чувствовал их сердцем.
Монахи молятся отдельно, встав в полукруг. Миряне находятся в церкви, метрах в тридцати от монахов. Во время молитвы они иногда стоят, а иногда и сидят.
После молитвы последовала трапеза. Обед показался удивительно вкусным и сытным. До приезда в монастырь мне думалось, что пища монахов более скудная. Было несколько блюд с овощами и мясом. На десерт — яблоко. Удивило, что в одном из блюд были даже морепродукты. Еды берешь сколько тебе надо. Монахи подносят большую миску с едой, а ты зачерпываешь из нее, что надо.
Как и везде в Италии, в монастыре пьют вино. За столом у каждого стоит бутыль с водой и бутыль с красным вином. Каждый выбирает сам, что будет пить. Чай не принят. Чай в Италии — это вообще редкость. Итальянцев удивляет наша привязанность к чаю. А меня удивляла склонность итальянцев пить простую воду во время и после еды. Супы в Италии также не распространены.
Монахи трапезничают за соединенными столами, поставленными в виде буквы «П». У каждого — свое место. Перед входом в трапезную стоит шкафчик с салфетками. На каждой из них написано имя того, кто будет есть. Во время еды один из монахов сидит отдельно, за кафедрой. Он читает отрывки из жития святых. Каждый раз, когда мы ели, жития читал один и тот же монах.
Мы кушали в новом трапезном помещении. Старая трапезная представляет собой произведение искусства. Здесь уже трапезы давно не проходят.
Каковы сами монахи? Среди них совсем нет молодых людей, преобладают люди среднего возраста. Чтобы стать монахом надо не менее пяти лет прислуживать и работать в монастыре. За трапезой каждый раз еду выносили два монаха. Внешность этих монахов такая, что кажется сама природа определила их склонность к работе с едой. Один — седой и высокий, очень добродушный, другой — невысокого роста, в очках и полноватый.
После обеда отдых. В тот день, когда мы приехали в монастыре был выходной. Монахи вышли из трапезной и только сейчас я заметил среди них аббата, настоятеля монастыря преклонного возраста.
Тишина. Только птицы пели. Мы с Маттео вышли прогуляться во двор. Здесь посмотрели монастырский огород. Он занимает большую площадь. Здесь же монахи выращивают некоторые лечебные травы.
В монастрые помимо монахов есть ещё и рабочие, так как сами монахи, наверное, не смогут справиться с имеющимся объемом различных работ. Нескольких рабочих мы встретили в огороде.
На прогулке удивили птицы. В монастыре, как оказалось, живут фазаны и павлины и, кажется, другие виды птиц тоже.
В монастыре есть старое здание обсерватории. Когда-то здесь производились наблюдения за небом.
После прогулки я решил отдохнуть и прилег поспать в келье. Отдыхается здесь чудесно!
После полудня мы с Маттео отправились посмотреть библиотеку — ту часть книжного собрания, где расположены наиболее требуемые книги — энциклопедии, справочники и т.п.. Вход в библиотеку свободный. Книги стоят в шкафах от пола до почти потолка, есть и, как это принято в библиотеках, картотека книг в шкафчиках. Я с интересом изучал содержание библиотеки. Раскрыл новое, французское издание многотомной «Энциклопедии Ислама», нашел том со статьей «Сарай». Было интересно увидеть в этой статье ссылки на работы российских ученых. Среди них читаю имена — Полубояринова, Федоров-Давыдов. Это те исследователи, с которыми пересекался лично и бывал у них дома. За тысячи километров от Москвы открываю книгу и нахожу эти знакомые имена. Все же это фантастика! Несмотря на все различия и разнообразие наш мир един.
Звон колоколов призвал нас на вечернюю молитву. За ней был ужин, после которого Вальтер пригласил за собой, и мы вышли на балкон. Уже было темно. Вальтер отвечал на некоторые наши вопросы и рассказывал сам. Рассказывал, что различия между православием и католицизмом невелики, что религия одна, а различия эты не столь существенны, это детали.
Русские бывают в этом монастыре. Часто приезжал один православный священник высокого сана, близкий к Алексию. Но позднее он отошел от патриарха по причине большой близости к католицизму. Приезжал и жил в монастыре иконописец из России, обучавший монахов иконописи.
Наступила ночь и пришла тишина. Все мы разошлись по кельям.
Ночью монастырь запирается. Если кто-нибудь захочет выйти наружу, то не сможет.
Мне вспомнилась «Имя розы» — прекрасная книга итальянского ученого семиотика и медиевиста Умберто Эко, прочитанная ещё в университетские годы. Действие книги проходит в четырнадцатом столетии, место действия — монастырь.
Как контрастно выглядит монастырь после шумных городов, наполненных туристами! Как отдыхает здесь душа и тело после долгих скитаний по туристическим местам!
И была здесь вечером какая-то таинственность, тишина и недосказанность. Невозможность высказанности до конца...