И прошла моя четвертая ночь в Солигетто. Утро я решил посвятить осмотру Дворца Дожей (Palazzo Ducale).
На Дворец Дожей ушло несколько часов первой половины дня. Не сразу я вышел по заветным стрелочкам к Сан Марко. Поплутал немного.
Утренняя Венеция особая. Утром ещё так мало туристов!
Мне очень хотелось найти карту Фра-Мауро во Дворце Дожей. Увы, там ее не оказалось. Быть может, этот зал был закрыт?
Билет в музеи, который взял вчера, как я понял, являлся абонементом. С ним можно было заходить в эти несколько венецианских музеев в течение нескольких недель. Я понял это так. В Венеции есть также и другие музеи, на которые меня не хватило. Особенно часто попадался на глаза музей эротики (не пошел). В последний день нашел музей иконописного искусства (в этом же здании есть и специальный институт, посвященный византийской иконописи). Есть и специальный музей музыкальных инструментов — это в некоей церкви. Вход здесь свободный.
Дворец Дожей — это восхитительно! Но все же и этот блеск предметов, пестрота и убранство в залах, наконец, утомляет.
Некоторые имена, увиденные во Дворце, оказались знакомы. Российским историкам хорошо известны тексты путешествий итальянцев пятнадцатого столетия — Барбаро и Контарини, в них описывается территория Золотой Орды, а также немного и Московская Русь. Барбаро много лет жил в городе Тане (ныне территория современного Азова), Контарини был в России лишь проездом, но оставил интересные записки. В Азове, кстати, была найдена вислая свинцовая печать венецианского дожа Андрея Контарини, ныне хранящаяся в Азовском краеведческом музее. Такими печатями скреплялись постановления Венецианского Сената
Барбаро и Контарини — известные венецианские роды. Представители этих родов неоднократно занимали пост дожей. В венецианских музеях встречал предметы, связанные с именами представителей этих родов. Вереница гордых, величественных и монотонных в своей надменности портретов дожей украшает ныне венецианские музеи. Тут и там, во Дворце Дожей, изображения Льва — Святого Марка — символа покровителя Венецианской республики.
Запомнились казематы, расположенные внизу в подвалах Дворца. Здесь содержали заключенных — врагов Республики. Мрачное зрелище. Можно заходить в камеры и самому ощутить всю тягость этих клеток. Через узкое отверстие в стене заключенным подавали еду. Крики отсюда, очевидно, не достигали роскошных покоев наверху...
В подвалах также выставлены археологические находки — главным образом, средневековая керамика, найденная в Венеции. Интересно, где же в Венеции проводились раскопки? В Венеции ведь так мало свободной, не застроенной земли.
Подобная, поливная итальянская керамика встречается и в России. Это свидетельства торговых связей. Особенно часто предметы, связанные с итальянцами находят при раскопках в Причерноморье, там, где в средние века были итальянские города — в Крыму, в Азове.
Около двух часов дня я уже покидал Венецию, отправляясь в Верону.
Верона — город Ромео и Джульеты. Здесь показывают разные дома, где они жили. А жили ли они вообще в Вероне? Кто знает?
Верона, увы, не такой красивый город. А, быть может, я просто уже устал, когда приехал в нее? И зря так пишу о замечательной Вероне?
Сразу после приезда, ещё на вокзале, бросаются в глаза имена из известной трагедии Шекспира. Это главные веронские бренды. Автобус «Ромео» возит туристов от вокзала по достопримечательностям города, гостиница «Ромео» встречает туристов и т.д.
На вокзале — «Макдональдс». Вообще, их много в Италии. Видел в каждом городе. Сюда они уже давно проникли.
Верона кажется тихим местом. И каким-то провинциальным. Чем-то она мне напомнила родной Волгоград.
Может быть, я просто ожидал от Вероны большего? Ведь ее имя после Шекспира на слуху во всем мире.
После Флоренции я думал, что сразу возле вокзала меня будут ждать узкие улочки и площади со сказочными дворцами. Но Верона другая. Узких улочек здесь я не заметил. Окрестности вокзала малопримечательны. Я прошел пешком до центра города. Но и центр не такой яркий, как во Флоренции или в Венеции.
Да и туристов в Вероне не так много. Я видел лишь одну или две группы туристов. Какой контраст по сравнению с Венецией, где из-за толпы туристов нельзя пройти по улицам.
На обед в ресторанчике взял пиццу. Здесь немного отдохнули ноги. Ноги мои вообще почти каждый день сильно уставали после долгих пешеходных походов.
Подкрепившись, продолжал обзор города. Яркое впечатление — мост и вид на реку, на которой стоит город. Красивая река!
Верона — зеленый город. Я с удовольствием побыл в красивом парке, медитируя и отдыхая здесь от шума машин.
Я чувствовал, что силы мои на исходе. Ноги отказывались идти. Обратный билет на поезд в Конельяно был уже взят. Я пришел в зал ожидания на вокзале и стал ожидать поезд. Зал совсем маленький. От усталости я заснул, но спал недолго. Меня разбудил смотритель зала. Он что-то мне сказал, я показал билет, но сон уже прошел.
В Конельяно меня уже, как обычно, встретил Маттео.
Приехав, я сладко заснул. Как же прекрасно, когда окно в спальной комнате закрывается на ставни! Свет совсем не проникает в комнату и не мешает снам делать свое дело. Сон в комнате, которую не проникает солнечный свет, так сладок и крепок! В такой комнате, когда закрыты ставни, даже день кажется глубокой ночью. А летняя жара не проникает внутрь. Ставни я видел во всех итальянских городах. Казалось даже странным, когда ставней на окнах вдруг не было видно.