Идея написание этого текста возникла при посещении фирмы «ЭргоСОЛО» в январе 2010 года. Я была на фирме в воскресенье, когда дежурили всего два сотрудника, и на помощь к ним приехала Маканчик — Мария Васильевна. Разговорились с Марией Васильевной о стиле руководства ВВШ. В будни на фирме оживленно, много сотрудников, приходят ученики, покупают книги, диски. Когда бывает ВВШ, то в воздухе реют вихри идей, планов, предложений, он носится по кабинетам, беседует с сотрудниками фирмы, отдает распоряжения. В своем «дневнике» на сайте 1001.ru ВВШ часто сетует на то, что не все сотрудники фирмы качественно и в срок выполняют его распоряжения, что надо привлекать новых сотрудников, которые будут работать эффективнее. На мой взгляд, надо работать с теми людьми, которые есть в коллективе, и стараться их научить и настроить на результативную работу. Ведь в классе учителю приходится работать с любыми учениками, не только мотивированными на учебу, но и с теми, кто явно учиться не желает.
Так вот в воскресенье, зимним днем в офисе фирмы «ЭргоСОЛО» у нас пошел неспешный разговор об управленческих решениях.
Чтобы любое управленческое решение, приказ, распоряжение, было результативным, надо не только грамотно его сформулировать, но еще и провести ряд мер, для его выполнения. Сам приказ, как бы полноценно он не был сформулирован, сам по себе ещё ничего не означит, если он не имеет под собой системы действий по его выполнению.
Можно, конечно на какой-нибудь планерке сказать: «Давайте будем в учебном процессе реализовывать метод проектной деятельности. Это свежо, современно, дает хорошие результаты». Все покивают головами в знак согласия и разойдутся. И никто никогда ничего не сделает, чтобы это решение реализовать. Можно хоть на каждой последующей планерке винить, осуждать за невыполнение приказа, воз и ныне будет там.
У каждого распоряжения или управленческого решения должен быть вполне реальный исполнитель или исполнители. То есть, кто персонально будет это решение выполнять. Затем, надо обозначить конкретный срок выполнения решения. Как правило, сроки не выдерживаются, они отдвигаются, корректируются. Руководителю надо быть готовым к этому. Лучше провести корректировку сроков, чем оставить выполнение решения без обозначения сроков. После того как определены исполнители и сроки обозначены, надо сотруднику предложить порядок действий, в результате выполнения которых, будет реализовано управленческое решение. Решения не выполняются не потому, что исполнитель игнорирует распоряжение начальства, а чаще всего потому, что работник не знает, как подступиться к выполнению решения. Дотошный работник не отстанет от начальства, пока точно не узнает, какой результат начальник хочет видеть. Креативный (творческий) работник будет действовать в условиях неограниченной свободы выбора способа выполнения управленческого решения или в условиях незаданных параметров, на свой страх и риск создавая эти параметры. Как правило, такой работник после предъявления результата чаще всего получает по «шапке», что сделал не так, как хотел руководитель. И только теперь начинается озвучивание предполагаемого результата. Работа переделывается. Результат всех устраивает. А то, что работник предъявил в первый раз (его творческая находка, которая не входила ни в какие рамки разумного) прячется в долгий ящик, а потом выставляется как результат работы самого руководителя. К сожалению, так часто бывает. Когда не совсем честные руководители незаконно присваивают чужую интеллектуальную собственность.
Если руководство фирмы четко знает, что оно хочет, то правильнее, справедливее предполагаемый результат управленческого решения озвучить исполнителю или составить техническое задание на его выполнение. Потом будет меньше недопонимания, обид, претензий друг к другу.
После того, как все пути по реализации решения обозначены, со сроками все обговорено, исполнитель приступает к реализации обозначенного задания. Возможно и поэтапное принятие выполненного задания. Так даже проще.
После выполнения задания, происходит его приемка по тем критериям, которые были обговорены при выдаче задания. То есть другими словами, наступает время сбора информации о готовом продукте. Это может быть что-то материальное или виртуальное. Созданная и отлаженная программа, сшитое платье, приготовленный суп, внедренная педагогическая методика в учебный процесс.
На этом нельзя останавливаться, должен быть проведен анализ выполненного задания. На основании сбора информации о выполненном продукте делается вывод о том, как этот продукт повлиял на конечный результат работы всего коллектива, что изменилось в сторону развития деятельности предприятия, школы, учреждения, семьи и т.д.
Например, внедрение новых методик позволило повысить эффективность уроков, что повлияло на качество образования учащихся; приготовленный суп позволил накормить семью, все сыты и здоровы, в семье мир и покой; красивое платье подняло настроение, улучшило самочувствие, повысило самооценку, принесло эстетическое наслаждение и удовлетворение.
Надо сделать выводы, как выполнено задание, что положительного и отрицательного в процессе выполнения распоряжение вскрылось, как улучшить продукт.
Например, проектные методики внедрены, но они хороши только для детей мотивированных на изучение предмета, а дети с низкой мотивацией нуждаются в дополнительных педагогических воздействиях, чтобы заниматься проектной деятельностью. Суп отличный, вкусный, питательный, такой можно готовить хоть каждый день, но время на его приготовление значительное, а при занятости исполнителя профессиональной деятельностью не всегда его можно найти. Платье хорошее, но через год оно выйдет из моды, надо будет смотреть, что будет модно в следующем сезон.
Руководителю надо дать оценку работы исполнителя. Это важный момент. Ведь давно известно, что убивает человеческое в Человеке не хвала или ругань, а равнодушие. Важно публичное признание успехов исполнителя. Всегда есть за что похвалить. Нельзя пренебрегать этим важным стимулом. Порой не так важна материальная поддержка, как важно доброе слово.
После оценки деятельности исполнителя (словами, материальным поощрением, объявлением благодарности на общем собрании коллектива, вручением грамоты, или рекомендациями по корректировке предложенного варианта выполнения задания и т.д.), нужно дать ему новое задание, которое позволит улучшить продукт. В разработке нового решения может принять участие не только исполнитель, так как знает о продукте практически всё, знает его сильные и слабые стороны, знает в каком направлении двигаться дальше, но и соисполнители, назначенные руководителем.
Вот и все, решение принято — решение выполнено, выполненное решение породило новое решение, которое направлено на дальнейшее развитие объекта.
Такой подход в работе с управленческим решением позволил мне резко улучшить все показатели работы коллектива. Каждый работник, который получил задание, знал, что обязательно будет проведен анализ выполненного задания в установленный срок, и старался выполнить его как можно лучше.