Неотвратимость наказания, как принято считать, оздоравливает нравы. В столице в этом году, судя по социальным сетям, значительно приблизились к этой неотвратимости — по крайней мере в области административных штрафов за неоплаченную парковку. В телеграм-каналах пошли сообщения о том, что львиная доля попыток обжалования таких штрафов в этом году была отклонена. Что и почему изменилось в штрафной парковочной системе — выяснял «МК».
Речь идет о штрафах за неправильно или вовсе не оплаченную стоянку на платном парковочном месте улично-дорожной сети Москвы. Стандартная ставка штрафа составляет 5000 рублей. Чтобы не попасть под штраф, водитель должен в течение максимум пяти минут после остановки на платном парковочном месте оплатить стоянку — при помощи СМС или мобильного приложения. Поскольку достаточно сложная и связанная с Интернетом процедура иногда «не умещается» в уставные пять минут (а иногда возникает и путаница с номерами парковок и автомобилей), штрафы приходят порой и вполне добропорядочным автомобилистам.
Коллективный разум (в том числе профессиональные автоюристы) отработали за последние годы стандартные способы обжалования постановлений парковочных штрафов. Однако они, как сообщают в соцсетях, в этом году оказываются в основном неэффективными. В частности, при подаче жалоб в МАДИ и АМПП, как сообщают пытавшиеся обжаловать постановления в 2024 году, уже не принимаются в расчет ссылки на неверную фотофиксацию и сбои платежей. В частности, приводятся (правда, без деталей, а следовательно, и без возможности верификации) два случая: фотография автомобиля, движущегося по парковочным местам, и снимок парковки у обочины без обозначения платной парковки. В обоих случаях, как утверждают активисты, обжалование было отклонено.
— Действительно, количество успешных обжалований снизилось хотя и не до нуля, но заметно, — рассказал «МК» автоюрист Михаил Никитин. — Причины этому разные. Например, ранее обкатанный шаблон жалобы на постановления по ст. 8.14 ч. 2 КоАП г. Москвы, вынесенный на основании фотоматериалов аппаратно-программного комплекса «ПАК ПМ» («Помощник Москвы». — «МК»), перестал работать потому, что эти комплексы заменили на модель «SOVA-M».
По словам юриста, по-прежнему стабильно удается обжаловать ошибочные постановления, вынесенные на основании фотоматериалов АПК «ПаркНет-М». Аналогично часто удается и освободить водителя от административной ответственности, если причиной стала опечатка в госномере или незначительная просрочка. Иными словами, если парковка была оплачена, но с ошибкой, и система распознала это как нарушение. Отменяют и постановления, вынесенные за «неоплату» парковки легкового автомобиля на месте для грузовиков или автобусов.
— Я связываю количество неудачных обжалований в большей степени с человеческой невнимательностью, — отмечает Никитин. — Бывает, что жалоба подписана и подана не собственником ТС или лицом, у которого отсутствуют полномочия. Иногда жалоба подана с пропуском срока. Бывает, что к жалобе не приобщена копия обжалуемого постановления, или жалобу забыли подписать, или отправили не по тому адресу.
Наконец, еще одна важная причина снижения процента успешных обжалований — в том, что пешие контролеры «АМПП» постепенно уступают место в Москве автоматическим комплексам типа «Стрит Фалькон», «Стрит Фалькон Про» и уже упомянутому «SOVA-М», добавил собеседник «МК». И если первые было можно успешно отменять по доводам о нарушении порядка привлечения к административной ответственности и вынесении постановления — то постановления, выписанные автоматом, отменить с такими аргументами невозможно.
— Тот случай, когда ни одно доброе дело не остается безнаказанным, — пояснил «МК» сотрудник «АМПП». — Большинство тех случаев, когда обжалование было успешным, — это незначительная просрочка платежа. А в этом году появилась возможность исправить время парковки в приложении, не доводя до постановления. Поэтому большинство таких случаев просто не доходят до обжалования, вот и все.
Таким образом, в реальности, кажется, мало что изменилось. Однако так или иначе обжалование — процедура малоприятная (еще хуже — сам факт получения постановления). Стало быть, особое значение имеет «профилактика».
— Первый совет: заранее пополнить парковочный счет, — отметил собеседник «МК». — Иначе в течение пяти минут, выделенных на парковку, придется проделать сразу две платежные операции: пополнение парковочного счета и собственно оплату парковки. Если деньги на счете уже есть, все пройдет быстрее и более гладко.
Наиболее надежный ориентир в смысле номера парковочной зоны — мобильное приложение. Знаки на уличных столбиках, разумеется, также надежны — однако в периоды, когда тариф вместе с номером парковки меняется, на них могут быть разночтения.
Наконец, парковочную сессию можно исправить до 23.59 дня парковки — это значит, что техническую накладку из-за задержанного платежа можно ликвидировать своими силами. А значит, не будет ни постановления, ни необходимости его обжаловать.
Антон Размахнин