Целый день провёл дома. Занимался воспоминаниями.
Мне бы сесть и записать всё, а я опять откладываю на потом. Хорошо понимаю: потом не будет, есть сейчас. Но видимо, меня греют воспоминания.
Владимир Шаинский. Как мы случайно познакомились в ресторане «Встреча», что был у метро Щёлковская. Как на следующий день встретились на радио, попили вместе кофе, перешли сразу «на ты».
Сколько с тех пор прошло времени? Больше пятидесяти лет.
Полвека — как звучит, а!
Я был хорошо знаком с Максом Бременером. Он писал письмо в защиту Галанскова и Гинзбурга. Его за это исключили из партии, перестали печатать. Он не сдавался, не каялся, не бил себя в грудь. Занимался переводами.
Интересно, любопытно и странно, но об этом я узнал значительно позже (о письме в защиту), а ведь я был знаком и с Бременером, и с Гинзбургом.
Уж не помню, как, кто и с кем был связан, но точно знаю: Макс Бременер был дальним родственникам Рошалям — Григорию, Льву, Симе и Моисею.
Мне есть что рассказать людям. И порой возникает у меня мысль закрыться и всё надиктовать — всё, что вспомню. Потом расшифровать, обработать и издать хотя бы интернет-книгой. Но, наверное, до этого никогда не доберусь. Сейчас главное — курс «Учимся говорить публично» (а может быть, это интернет-книга).
Первый этюд надо оставить таким, какой он есть (тут В.А. Коваленко прав), а уже во второй этюд надо вносить изменения: попросить всех учеников рассказать о себе. Разработать опросник. Так спрашивать, чтобы было понятно:
- сколько лет человеку;
- какой у него характер;
- где он учился;
- чем он может быть интересен другим;
- видит ли он смысл в своей жизни (если видит, то в чём; если не видит, то не мешает ли ему это).
И всё это записывать без шпаргалки, но чтобы был во всём подтекст:
- люди, не совершайте моих ошибок;
- как плохо жить без плана;
- живи, пока живётся, покуда сердце бьётся, радуйся самому факту жизни.
А затем чтобы этот рассказ слушали другие участники школы «Учимся говорить публично» и оценивали его, давали короткую характеристику, отбирали пять или десять победителей.
Надо попробовать такой вариант. Самое главное — чтобы люди много говорили. Пусть сначала бездумно. Важно приучить человека к камере и микрофону, чтобы он не стеснялся своего голоса, внешнего вида, манеры и понимал свои ошибки. Не поймёт сам — ему о них расскажут другие.
Так от задания к заданию идти. Можно хороший курс сделать. И значительная часть этого курса — факультативы: советуем посмотреть кино, одно, второе, третье, послушать музыку, прочитать книгу.
Что-то у меня уже есть: рассуждения о правильном русском языке Татьяны Гартман, использование проекта «Россия. История в лицах», которая звучала на «Радио России».
Надо начинать делать, а я всё откладываю и откладываю. Страх: получится — не получится?
Получится!
Вечером погулял немножко с Дмитрием Анатольевичем Сидоровичем. Радостно общались. У нас на многие события, происходящие в стране, взгляды совпадают.
Как всегда, перед сном анализировал список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» (возраст, профессию, место жительства, образование) и рассматривал фотографии новых обучающихся по «СОЛО на клавиатуре».
Любопытно: на сегодня большинство читающих «Курить, чтобы бросить!» не имеют высшего образования. Нас читают люди простые: рабочие, водители, продавцы, охранники, сторожа, кладовщики. На десять таких — один учитель, на пятьдесят — один врач, на сто — один режиссёр, на двести — один руководитель.
25Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Постоянно получаю отписки. Оперативнее всего их посылают из МВД. Сегодня им напишешь письмо, а завтра — уже ответ.
Я хочу, чтобы «СОЛО на клавиатуре» внедрили и в центральном аппарате МВД, и на местах. А мне из центрального аппарата отвечают: есть конкурсная система, в ней надо принимать участие; когда будет необходимость, мы объявим. Пока не объявляют. Необходимости не видят. Пусть сотрудники разного рода истязают себя двухпальцевым набором.
Устал я доказывать очевидное.
Устал от непонимания и непризнания.
Устал, но оптимизм сохраняю. Сдаваться не собираюсь!
Большое преимущество получает тот, кто достаточно рано сделал ошибки, на которых можно учиться.
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874-1965), государственный деятель Великобритании, лидер Консервативной партии