Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Увольнение - это не трагедия

Дорогие читатели, сегодня на нашем сайте мы публикуем статью Владимира Шахиджаняна, которая вышла в последнем номере сочинского журнала "Синопсис". Если Вы руководитель или подчиненный, то Вас наверняка интересует вопрос интересной и стабильной работы. Как быть, если Вам приходится кого-то увольнять или быть увольняемым? Прислушайтесь к советам Владимира Владимировича Шахиджаняна.

Редактор сервера 1001 С.В. Исаков

Увольнение - это не трагедия


Шахиджанян Владимир Владимирович

Это всегда боль, страх, растерянность, обида, грусть, это всегда неизвестность, это всегда ощущение несправедливости.

О чем я? Об увольнении.

Когда внезапно увольняют сотрудника, предлагают ему написать заявление по собственному желанию, то, конечно, наносят человеку душевную травму.

Причин для увольнения много: невыполнение профессиональных обязанностей, постоянные опоздания, ошибки в работе, халатность... Но могут быть и другие причины: личное неприятие начальником подчиненного. Специалист, может быть, и хороший, но человек склочный, создает нервозность в коллективе - тогда лучше расстаться. Или работник великолепный, но руководитель фирмы ему не доверяет: подчиненный обманывает, хитрит, иногда из фирмы кое-что тащит к себе домой. Вроде бы не пойман - не вор, а есть внутреннее недоверие - в таком случае опять же лучше с сотрудником расстатья.

Бывает и такая причина для увольнения: есть человек, которого хочется принять к себе на работу, а вакансия отсутствует - значит, надо кого-то уволить, чтобы на его место взять нового сотрудника. Кстати, в этой ситуации претендентом на должность может быть друг, родственник или блатной человек, за которого попросил кто-то из влиятельных людей: мол, возьми его на работу, надо человека устроить.

Я не буду распространяться о формальном увольнении и о соблюдении всех бюрократических процедур: выговор, второй выговор, лишение премии и потом, как факт, - увольнение. Если всех этих процедур не исполнить, то работник может подать в суд и восстановиться на работе.

Мне бы хотелось внимание читающих эти строки, как работодателей, так и работников, привлечь к другому аспекту увольнения - как это сделать, мягче, спокойнее и безболезненнее, как сделать, чтобы увольняемый не обижался?

Конечно, идеально претендента на увольнение подтолкнуть к мысли, что лучше бы ему самому уйти, чтобы не доводить дела до резкости, до взрыва.

Когда простил подчиненного один раз, второй, третий, десятый, а на сто первый не выдержал, сорвался: "Все, больше работать с вами не хочу!" - это всегда шок. Лучше таких ситуаций избегать. Даже если очень хочется поступить именно так, лучше сдержаться, успокоиться и сообщать об увольнении дня через два - благожелательно, ровно и спокойно.

Я против вранья. Но иногда руководители прибегают к некоторым хитростям: реорганизуют фирму, меняют штатное расписание, чтобы должность кандидата на увольнение оказалась ликвидированной. Это, по крайней мере, не так болезненно для того, кого увольняют.

На частных фирмах для того чтобы уволить сотрудника, нередко ссылаются на финансовые затруднения: нет денег, чтобы платить зарплату - не платят день, неделю, месяц, таким образом, работника подталкивают к увольнению. Не самый лучший способ, но вполне реальный.

Есть другой способ увольнения. Его можно назвать способом выдавливания: все получают премию, а человек, который вам не нравится, ее лишается. Со всеми вы общаетесь обычно, а с кандидатом на увольнение подчеркнуто вежливо, суховато - вы показываете ему, что недовольны его работой. Обычно такой сотрудник сам понимает, что лучше бы ему поискать другое место работы.

Но самое правильное - человека, с которым вы планируете расстаться, пригласить к себе и честно ему обо всем сказать. Мало того, следует помочь найти новое место работы: дать для этого два-три месяца, отпустить в неоплачиваемый отпуск. В этой ситуации увольняемый вами сотрудник не будет испытывать к вам злости, и у вас не будет чувства вины перед человеком, с которым вы решили расстаться - вы же ему помогаете. Как правило, такой сотрудник находит новое место работы не хуже, а лучше - с большей оплатой труда, с более благоприятными (комфортными) условиями работы.

И вот что главное: расставаться надо дружелюбно, мягко, так, чтобы и самому работнику, и вам казалось, что личные, дружеские отношения, если они были, могут сохраниться.

А теперь правила увольнения, которые следует помнить.

Первое. Меньше внезапности. Все делать заранее и планомерно.

Второе. Постараться максимально объяснить причину расставания: почему не устраивает сотрудник, в чем его ошибки. Хорошо бы попытаться вместе разобрать его работу с психологической точки зрения, вполне возможно, что вы оба поймете: данный вид деятельности не отвечает призванию этого человека, работа ему неинтересна. Когда люди работают плохо? Когда им становится неинтересно работать. Причины? Переросли свою должность по образованию, духовному развитию, им кажется, что их труд недостаточно вознаграждается.

Третье. Никогда не надо увольнять человека для острастки других: одного резко уволю - другие поймут, что я крутой.

Четвертое. Лучше всего использовать в качестве предупредительной меры не устный разговор, а письмо. Следует написать человеку, которого вы хотите уволить, спокойное, деловое и мягкое письмо. Таким образом, вы дадите ему возможность все обдумать и ответить вам тоже письменно.

Пятое. Не экономьте финансы, если увольняете человека, обязательно помогите ему деньгами: возможно, вы дадите ему зарплату за два-три, а то и четыре месяца. Ваша финансовая поддержка сгладит ощущение несправедливости.

Шестое. Проведите беседу с увольняемым не в кабинете, а на улице, может быть, в кафе, чтобы ситуация воспринималась не как разговор начальника и подчиненного, а как дружеское общение.

Седьмое. Никогда не ведите разговоров об увольнении человека в присутствии его коллег - не унижайте достоинства увольняемого.

Восьмое. Попросите ваших подчиненных, тех, с кем дружит увольняемый вами сотрудник, встретиться с ним и поддержать его в психологическом плане, объяснив, что вы тоже переживаете эту ситуацию, но в деловом и финансовом плане у вас нет другого выхода.

Девятое. Не на словах, а на деле помогите увольняемому, используя свои связи, контакты, найти новую работу. Это могут быть и курсы повышения квалификации, где он пообщается со своими коллегами, и совместные переговоры с родственными фирмами, и просто список вакансий в других фирмах, который подготовят для вас ваши подчиненные.

Десятое. Дайте увольняемому возможность высказать все что он думает о фирме, о вас, о себе, и попросите его составить план: что, на его взгляд, нужно сделать, чтобы фирма работала лучше.

Одиннадцатое. Не забывайте, особенно в первое время после увольнения, интересоваться делами уволенного, если нужно, помогите ему советом.

Увольнение, как я уже писал, всегда шок. Не нужно упиваться собственной властью. Помните: вы тоже можете попасть такое положение. Для себя поменяйтесь ролями: представьте себе, что увольняете не вы, а вас. Как бы хотелось вам, чтобы с вами говорили, общались в подобной ситуации?

Девяносто процентов увольнений заканчиваются благополучно: человек, как правило, находит работу не худшую, а лучшую. И только десять процентов грозят вам осложнениями - суды, склоки, угрозы. В этом случае, конечно, нужно советоваться с юристом, чтобы сам процесс увольнения прошел безукоризненно с точки зрения закона.

Другое дело, если вы увольняете пьющего человека, алкоголика. Конечно, он не может работать у вас: свои обязанности выполняет плохо, работу пропускает, на других сотрудников действует разлагающе. В этом случае надо проявить твердость и, если угодно, холодность, расставаться быстро и по-деловому. Если человек сам не в состоянии бросить пить, вы вряд ли ему поможете.

Тема увольнения сложная, болезненная и тяжелая, поэтому и нужно увольнять спокойно, рассудительно, не желая зла человеку, с которым вы расстаетесь. Ни в коем случае нельзя увольнять из-за собственной мстительности, из-за желания насолить сотруднику, унизить, доказать собственную власть.

В конце концов, в том, что приходится кого-то увольнять, виноват и начальник: ведь это вы когда-то приняли человека на работу, ведь это вы не смогли оценить всего его качества во время испытательного срока, ведь это вы не обеспечили рост сотрудника и его финансовую поддержку... Поэтому любое увольнение по вашей инициативе - это минус вашей работе. Если вы будете относиться к увольнению работника с этих позиций, то обязательно найдете верные слова и правильную манеру поведения.

Теперь несколько советов тем, кого увольняют.

Первое. Трагедии нет, ибо нет безвыходных положений, пока мы живы. И об этом всегда надо помнить.

Второе. Уволившись, не впадать в грусть, не уходить в депрессию, не мстить тем, кто тебя уволил, а спокойно во всем разобраться. На собственных ошибках всегда полезно учиться.

Третье. Не следует обижаться на работодателя. Если он вас увольняет, значит, не ценит, не любит, не понимает. А зачем вам такой начальник? Ищите другого, который вас будет ценить, любить и понимать.

Четвертое. Обычно, как я уже писал, всегда находится работа не хуже, а лучше.

Пятое. Теперь самое правильное - как минимум неделю отдохнуть: ничего не делать, развлекаться, читать книжки, куда-нибудь уехать - словом, отвлечься, разрядиться, подвести итог своей жизни перед новой работой. И в этом случае...

Шестое. ...приходит его величество случай, который все меняет в вашей жизни. Вы совершенно случайно находите новую работу. Даже на отдыхе вам предлагают интересное дело. Конечно, случай приходит только к тем, кто все делает для того, чтобы этот случай пришел. А поэтому...

Седьмое. ...всем знакомым и друзьям говорите, чем бы вы хотели заниматься. И сами себе ответьте на вопрос: какая должность, на какой фирме была бы для вас идеальной. Скажем, вы хотели бы стать директором гостиницы. Замечательно. Подумайте, как бы вы эту гостиницу организовали, что бы вы привнесли нового, и действуйте. Сразу директором гостиницы вас, конечно, не возьмут (вряд ли у вас есть миллионы долларов, чтобы купить гостиницу и стать ее директором), но вы сделайте разработку, встречайтесь с руководителями гостиниц в вашем городе и предлагайте им свою разработку, пусть они ее посмотрят и прокомментируют. Если вы верно оформите все свои предложения, а директор окажется умным человеком, то он наверняка предложит вам должность в своей гостинице - консультанта, советника, менеджера.

Я даю алгоритм действий. Этот же способ можно использовать для журналиста, для учителя, бухгалтера и т.д.

Восьмое. Если это не годится для вас, можете придти на ту фирму, где мечтали бы работать, кем угодно, хоть дворником. Но вы войдете в коллектив этой фирмы, вы заведете знакомства, вы будете отлично работать дворником (диспетчером, лифтером, учетчиком, секретарем), а дальше все зависит от вас - начнете расти профессионально, и вас обязательно заметят, уверяю, вы сможете сделать карьеру.

Девятое. А может быть, если вас уволили, подумать о том, чтобы открыть собственное дело? Сегодня это вполне реально. Найдите среди своих знакомых, друзей, коллег хотя бы двух-трех человек, которые согласятся вам помочь. Главным будете вы, а с их стороны - поддержка. Возможно, то, что вас уволили, - это сама судьба подтолкнула вас к тому, чтобы начать собственное дело.

В любом случае, увольнение - это не трагедия, это повод для того, чтобы еще раз попробовать что-то новое, интересное. Мы половину жизни проводим на работе. И работа должна нас радовать, быть интересной.

Если тема читателям любопытна, то, может быть, стоит обсудить ее? С чем вы согласны? А что категорически отвергаете? Бывали ли у вас ситуации, когда вас увольняли? Напишите об этом. Обсудим?

Владимир Шахиджанян

990


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95