В один из дней случайно стала свидетелем одного невесёлого разговора. Поскольку я сама художник, то разговор меня сильно заинтересовал.
Женщина лет пятидесяти рассказывала своей знакомой о работе художником-оформителем в городских коммунальных сетях. То, что она рассказывала, казалось мне невероятным в наше время. Хотя, может быть, это уже и нормальное явление?
Я когда-то работала художником-оформителем на заводе и не понаслышке знаю, как вредна и тяжела работа художника на производственном предприятии. Особенно когда многие руководители не понимают, сколько времени и усилий необходимо на изготовление простой таблички. Но это было не главное в рассказе.
Женщина работала на предприятии более двадцати лет, а потом её перевели из неплохого помещения в подвал, без окон, с канализационными трубами над головой. Шум и испарения от канализации мешали нормально дышать, а нужно было ведь работать в таких условиях.
Задания сыпались как из рога изобилия. Просьбы предоставить другое помещение, нормальное, с окнами, встречали равнодушие со всех сторон – от замдиректора, до непосредственного начальника. Женщина плакала и жаловалась подруге на ухудшение здоровья. Теперь она была вынуждена временами выходить подышать из этого подземелья.
Я взглянула на неё. Худоба и бледность сильно бросались в глаза. Вспомнила повесть Короленко «Дети подземелья». Хотела спросить, почему она не уходит с этой работы? Но тут же поняла, как трудно сейчас найти работу тем, кому за 50 лет. Вот и терпит. И сколько таких «терпельцев» по всей нашей стране?..
Хочется спросить, как могут руководители предприятия так относиться к своему работнику – посылать человека в подземелье, как крота, чтобы он там гробил своё здоровье? Почему в погоне за наживой многие наши руководители игнорируют элементарные требования к рабочему месту и совсем не думают о людях?
Ирина Ильфант