Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«В центре внимания» (2015)

Правда против аморальности или «У этого мира ещё есть шансы»

Может ли быть увлекательной работа газетного журналиста? Спорный вопрос, но все возможно. Можно ли об этом снять увлекательный фильм? Подавляющее большинство будет отрицательно кивать головой, а зря. Среди американских «производственных» картин темы газетной журналистики касалось немного картин, но среди достаточно проходных лент вроде «Газеты» Рона Ховарда или «Первой полосы» Билли Уайлдера особенно в свое время выделялась картина «Вся президентская рать» Алана Дж. Пакулы. Этот фильм, повествовавший о репортерах «Вашингтон пост», чьими стараниями Уотергейтский скандал получил широкую огласку и отправил в досрочную отставку одиозного американского президента Ричарда Никсона, в свое время стал настоящим хитом. Хотя в картине был минимум действия, вместо этого правдиво показывались будни газетных журналистов, блестящий актерский ансамбль с играющими главные роли Дастином Хоффманом, Робертом Редфордом и Джейсоном Робардсом, поддерживаемый блестящим сценарием, создавал достойное зрелище, которое смотрелось весьма впечатляюще. Лента даже номинировалась на «Оскар» в 8 номинациях, но в главной проиграла феноменальному «Рокки». Тем не менее, успех «Рати» показал, что при достойном сценарии и кинематографическом воплощении «производственная» драма такой направленности может быть и кассовой, и получить широкое признание критического сообщества.

(с) 2015, «В центре внимания»

 

Были те, кто пытался повторить этот успех, да и надо отдать должное американским газетчикам, немало скандальных историй получило широкую огласку благодаря их деятельности. Наконец, в 2015-м году актеру второго плана и режиссеру Тому Маккарти удалось вплотную приблизиться к возможности повторить этот успех. Его картина «В центре внимания» также включает подробное журналистское расследование, которое сумело потрясти американское общество, хотя произошло это уже в «другой Америке» (по сравнению с Америкой из «Всей президентской рати»). Эта страна уже пережила эпоху экономического расцвета и, пережив события 11 сентября, оказалась в ином состоянии. Вынужденная благодаря действиям политиканов развязывать войны в других уголках мира, Америка столкнулась с раскрытием немалого числа афер и злоупотреблений, это касалось не только политической сферы, но и экономики, готовившей почву к будущему финансовому кризису 2008 года: это и лопнувший пузырь «доткомов» (интернет-компаний, чьи акции мгновенно обесценились), и банкротство из-за махинаций с отчетностью крупнейшей энергетической компании Enron. Привыкшие к громким скандалам и разоблачениям, американцы оказались поражены данной историей.

 

Это не продолжение «Росомахи»:

герой Шрайбера только инспирирует расследование

(с) 2015, «В центре внимания»

Это расследование было инициировано новым редактором газеты «Бостон Глоуб» Марти Бэроном, который настоял именно на изучении злоупотреблений среди организации тех, кто по идее должен проповедовать борьбу со этим и сохранение моральных ценностей, - Католической церковью. Специально занимающийся расследованиями злоупотреблений в общественной сфере отдел газеты «Прожектор», возглавляемый опытным журналистом Уолтером Робертсоном, начинает раскручивать скандальное дело о наличии в рядах церкви священников-педофилов, которые, пользуясь служебным положением, направляли свои извращенские наклонности на детей прихожан. Органы управления церковью знали об этом, но всячески покрывали своих нарушителей: никто не лишался сана, дело замалчивали, а одетого в рясу извращенца переводили в новый приход, где тот себя вел примерно некоторое время, пока наклонности снова не брали верх. Подобные случаи оказались массовыми и носили абсолютно системный характер.

Отдельно говоря о фильме, верующим людям я рекомендую не рассматривать его как целенаправленную атаку против церкви и религии. Эта картина, прежде всего, о современной корпоратократии, власти крупного бизнеса, который, подобно спруту, раскинул свои щупальца на все уровни общественных отношений, где-то подкупив, где-то заставив замолчать тех, кто знал о производимых нарушениях. В конце концов, сама модель корпорации в том виде, как мы ее себе представляем, пошла именно из церковной структуры. Соответственно, развив определенные компетенции и усилившись, корпорации создали свою модель управления потребительским поведением на всех уровнях, что помогло основать и реализовать максимальную монетизацию прибыли. Церковь, как структура, подверженная определенным изменениям, подхватила элементы структурной трансформации, превратившись в очередную современную корпорацию, которой выгодно покрывать всех своих участников и «закрывать глаза» на некоторые злоупотребления. Сокрытие очевидного и активный подкуп создали совершенную систему круговой поруки. Конечно, не надо идеализировать газетчиков: как и любая структура, пусть даже и играющая роль в распространении идеологического аспекта общественных отношений, они направлены на максимизацию прибыли, которую можно получить благодаря продажам рекордных тиражей. Но в этом и заключается современная система противовесов: нельзя постоянно злоупотреблять, в определенных условиях неполного запрета всегда найдется заинтересованное в раскрытии подобных вещей лицо, против которого не помогут ни деньги, ни связи. Главный вопрос только как скоро и как далеко могут зайти эти стороны.

 

Больше разговоров, но качество есть

(с) 2015, «В центре внимания»

Но переходя от абстракций к самому фильму, особенно хочу отметить две качественные составляющие, которые и стали причинами успеха этой ленты: умный и достаточно динамичный сценарий и прекрасный актерский ансамбль. История расследования газеты «Бостон Глоуб» приводится в большинстве своем через череду диалогов с минимумом действия, - отличительной чертой любого корпоративного триллера. Однако, фильм не затянут и логичное развитие истории придает определенную динамику, способную удержать интерес зрителя в течение двух часов.

 

Выражение лица, когда отлично сыграл и ждешь награды,

а в итоге даже номинации не получаешь

(с) 2015, «В центре внимания»

Актерский состав ленты великолепен: здесь нет «ярких» персонажей с тонной грима и массой экспрессивных монологов, главный герои – это самые обычные люди, которые занимаются достаточно рутинной работой. Главным героем определенно можно назвать персонажа Марка Руффало – журналиста Майка Резендеса: не зря упоминается, что Майк – португалец из глубоко верующей католической семьи. Для него вера обозначает многое, даже более того, Резендес хотел стать служителем католической церкви, но его приоритеты в какой-то момент изменились, но в то же время поиск правды для него является сверхболезненным: сложно разочаровываться в том, во что так верил. Майкл Китон, играющий Уолтера Робертсона, выдает умеренную игру, которая, конечно, немного блеклая по сравнению с его прошлогодним бенефисом, но раскрывает данного персонажа полностью. МакЭдамс, Туччи, Слэттери, Шрайбер – они не показывают вершин актерского искусства, но играют очень достойно, дополняя своей игрой все указанное действо.

Следует констатировать: Том Маккарти создал великолепную производственную драму, которая по своему качеству достойна потягаться с признанной классикой вроде «Всей президентской рати». Уверен, что в текущем наградном сезоне этот фильм ждет немалый успех, хотя перспективы получения главного «Оскара» пока можно назвать смутными. Фильм определенно рекомендуется к просмотру, особенно для тех зрителей, кто любит умное и неторопливое кино, создающее своей почти документальной достоверностью эффект присутствия и участия.

P. S. Немного обидно за Майкла Китона: он действительно сыграл на уровне, с которым мог бы второй год подряд претендовать на «Оскар», но, к сожалению, не взял даже номинацию.

821


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95