Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В этот день родились... Юрий Файер

17 января

Юрий Фёдорович Файер родился в Киеве в 1890 году. Любимец всех прославленных балерин своей «эпохи» (а она растянулась на целых сорок лет), прекрасно разбиравшийся в «почерке» каждой и умудрявшийся и «подножки» не тем темпом никому не подставить, и отстоять интересы композитора, он всю свою жизнь связал с балетом. 

В 1906 г. окончил Киевское музыкальное училище, в 1917 г. — Московскую консерваторию по классу скрипки (педагог Георгий Дулов).

С 1906 г. играл в различных оркестрах (скрипач и концертмейстер). В 1909-1910 гг. был концертмейстером и дирижером оперного театра в Риге, в 1914-1915 гг. служил в оркестре Оперы Зимина (Москва), в 1916 (там же) стал концертмейстером.

В 1916 г. занял вакансию в первых скрипках оркестра Большого театра.

В 1919 г. дебютировал в Большом в качестве балетного дирижера. Дебютным спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба. Стал преемником замечательного балетного дирижера Андрея Арендса. В 1923-63 был дирижером (некоторое время именовался главным дирижером балетных спектаклей) Большого театра.

Давал жизнь новым сочинениям, которым суждено было стать шедеврами советского драмбалета, в том числе «Красному маку» Р. Глиэра, «Трем толстякам» В. Оранского и главное — «Золушке» С. Прокофьева.

Под его музыкальным руководством в Большом — среди прочих — состоялись премьеры балетов «Светлый ручей» Д. Шостаковича (балетмейстер-постановщик Федор Лопухов), «Пламя Парижа» (Василий Вайнонен) и «Бахчисарайский фонтан» (Ростислав Захаров) Б. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Леонид Лавровский), «Лауренсия» А. Крейна (Вахтанг Чабукиани).

Он неизменно сотрудничал с великим, но вечно опальным хореографом Касьяном Голейзовским, начиная с его вошедшей в анналы балетной истории XX века постановки «Иосифа Прекрасного» С. Василенко (1925 г.).

Его репертуар включал более пятидесяти балетов.


А на его надгробии изображен символ вечной балетной женственности — артистка балета в образе лебедя

Великие балерины одновременно отдавали дань его бурному темпераменту и чисто человеческим качествам

 
 
 

Фейерверк!.. Пожалуй, никому не подходила фамилия так, как Юрию Файеру. Но огонь Файера не опалял, не обжигал, он был подобен факелу, он нес свет и тепло

 
 
 

— Ольга Лепешинская

 
 
 

И даже мои экспромты всегда встречали в нем мгновенный отклик — в этом его неповторимость. А какой он был человек! Сама доброта, доброжелательность, сердечность. Я его очень любила и дорожила взаимностью

 
 
 

— Марина Семенова

 

На одной из репетиций Юрий Федорович стоял за дирижерским пультом минут пятнадцать, а оркестранты все бродили, разговаривали и никак не выражали готовности начать работу.

Сначала Юрий Федорович что-то бубнил себе под нос, затем постучал дирижерской палочкой по пульту и, наконец, не выдержав, швырнув свой рабочий инструмент на пол, закричал:

– Вы не уважаете во мне дирижера! Как мне с вами работать?!

После чего он стремительно покинул оркестровую яму и скрылся в гримерной. Оркестранты разошлись и через какое-то время голос возвысил скрипач:

– Товарищи! Так больше нельзя! Мы не Юрия Федоровича подведем, а самих себя, а значит, и наши семьи… Давайте что-то с этим решать.

– А что, собственно, решать? – вступили литавры. – Надо не дурака валять на репетициях, а работать! Тогда и Файер будет спокоен, и нам хорошо!

– Надо послать к Файеру выбранных депутатов и извиниться перед ним, – предложил кто-то еще. Однако Юрия Федоровича нигде не нашли, а у вахтера узнали, что он ушел, сказав, что репетиция будет завтра.

На следующий день Юрий Федорович явился точно ко времени, но еще на пути к оркестровой яме почувствовал беспокойство. Стояла мертвая тишина, не нарушаемая ни разговорами, ни настройкой инструментов.

– Черт побери, – пробормотал Файер. – Они что же, меня бросить решили?.. И где я наберу новый оркестр?..

Он шагнул в оркестровую яму и застыл в растерянности. Весь оркестр находился на своих местах с инструментами, готовый к репетиции. Постояв минуту или две, Файер отправился к дирижерскому пульту. 

В полной тишине он буркнул:

– Второй акт с седьмой ноты, – и принялся дирижировать.

Оркестр играл слаженно, повинуясь каждому движению рук Файера. Стоило дирижеру остановиться, и молниеносно наступила мертвая тишина. 

Несколько растерянно Файер сказал:

– Еще раз с того же места!

Оркестр вновь зазвучал, так, что придраться было совершенно не к чему. Дирижер опустил руки, и опять воцарилась тишина. Тогда Юрий Федорович опустил голову и начал что-то недовольно бормотать. Затем вскинулся и выкрикнул:

– Слушайте! Вы что, дурака валяете?

Ответом ему была столь же глубокая тишина, что и ранее.

– Или вы меня за дурака держите? Немедленно прекратить! Абсолютно никакого уважения к дирижеру!

В сердцах Файер сломал дирижерскую палочку и бросился в дирекцию.

– Ни черта не пойму… – сказал кто-то из оркестрантов. – И как ему угодить?..

По материалам источников

400


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95