Ватикан зарабатывает на издании проповедей, президент Ганы распоряжается всеми правами на национальный фольклор, французы перекрывают соотечественникам доступ в сеть за попытки неправомерно прикоснуться к прекрасному. В Британии, Японии, Индии и Китае власти находят свой аутентичный подход к управлению интеллектуальными резервами страны.
Испания
Как и во многих европейских странах, которые учитывают в своем законодательстве международные договоры, период охраны авторских прав в Испании действует в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти. В этой стране для правообладателей созданы максимально удобные условия: например, с 2016 года библиотеки Испании будут обязаны выплачивать правообладателям отчисления за каждую выданную книгу.
А вот в отношении потребителей испанские законы весьма суровы. Например, до шести лет лишения свободы грозит неудачливым «пиратам» за распространение нелегального контента. Причем преследованию подвергаются не только хранители незаконных копий, но и те, кто предоставляет к ним доступ (сайты с гиперссылками и переадресацией).
Франция
В 2009 году во Франции был установлен интересный механизм поэтапной ответственности – за нелегальное использование контента в цифровой сфере пользователь получал три предупреждения, после чего его отключали от интернета. За время существования системы Hadopi за скачивание нелегального контента первое предупреждение получили два миллиона пользователей, второе – 186 тысяч пользователей, однако репрессиям был подвергнут лишь один человек: его отключили от интернета на 15 дней и обязали выплатить штраф в размере 600 евро.
Закон стал предметом общественной дискуссии: доступ к интернету во Франции является базовым правом человека, поэтому такого рода информационная изоляция противоречит основным европейским ценностям. В 2013 году закон был аннулирован, а власти решили сосредоточиться не на конкретных пользователях, а на коммерческих компаниях, осуществляющих незаконное распространение контента.
Великобритания
Британцы ценят хороший юмор: здесь последние поправки к закону об авторском праве были вызваны неуверенностью в правовом статусе пародий, попурри, карикатур и мэшапов. Озаботившись вопросом правомерности пародий, Великобритания попутно довольно серьезно расширила права потребителей. Добросовестное копирование материалов для частного пользования на носители вроде IPod, свободная загрузка контента в личные онлайн-хранилища, возможность свободно использовать большинство материалов в учебных целях – подобные бонусы делают систему Великобритании едва ли не одной из самых лояльных систем защиты авторских прав.
Правительство Великобритании отдельно подчеркнуло, что обязательные сборы за частное копирование совершенно недопустимы и не обоснованы. Сам факт возможного копирования в личных целях уже известен на момент продажи контента как пользователю, так и правообладателю, поэтому сбор, по сути, уже включен в цену товара.
Ватикан
В 2005 году авторскими правами заинтересовалась и Папская резиденция. В мае был пописан документ, согласно которому все речи понтификов, произнесенные за последние 50 лет, становятся объектом авторского права государства. Все права на проповеди, включая еженедельные, принадлежат издательскому дому Ватикана. При нарушении законодательства придется заплатить штраф в размере 15% стоимости экземпляра.
Китай
В Китае существуют довольно серьезные предпосылки для создания успешной системы охраны авторского права. На данный момент каждый, кто планирует использовать произведение автора, обязан заключить с ним лицензионный договор сроком не более чем на 10 лет. По окончании срока действия договор можно продлить. Конечно, есть и исключения – случаи свободного использования объектов авторского права:
- Использование обнародованных произведений других лиц в целях самообразования, развлечения или в исследованиях;
- Цитирование обнародованного произведения с информационной целью или с целью ознакомления с произведением;
- Перевод и воспроизведение в учебных целях, например, в школах.
Срок охраны авторских прав в Китае действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Япония
В законах об авторском праве каждой страны есть определенные исключения: так, в российском законодательстве в некоторых случаях (например, в личных или научных целях) разрешается свободное использование произведений. Как правило, исключений довольно много, но, пожалуй, ни одна страна не сравнится с Японией. В список исключений японского законодательства входит и частное использование материалов внутри семьи, и воспроизведение произведений из библиотечных фондов в рамках некоммерческой деятельности, да и вообще любое некоммерческое использование, цитирование, использование в школьных программах – причем к каждому пункту есть еще несколько уточняющих подпунктов.
Перечень этих условий наглядно показывает, насколько тщательно проработана система авторского права в Японии. Практически любой более или менее спорный вопрос описан в двух ситуациях, каждой из которых соответствует определенное правовое решение.
Японцы суровы и в вопросе оцифровки материалов. Серьезные запреты установлены даже на скачивание контента для личного пользования – правительство подчеркивает, что сфера мобильной телефонии также должна контролироваться законодательством об авторском праве, поэтому даже нелегальная заставка на телефоне может оказаться серьезным правонарушением.
Индия
Наверное, один из самых сложных аспектов авторского права – так называемые «сиротские» произведения, ведь для использования чужой интеллектуальной собственности необходимо согласие автора или правообладателя, однако в данном случае идентифицировать его невозможно. По европейской статистике более трети произведений, охраняемых авторским правом, являются сиротскими.
В Европе уже не первый год ведутся поиски оптимального решения этой проблемы. Наиболее значимым документом последнего времени стала одобренная Европарламентом Директива ЕС 2012/28/EU «О некоторых случаях разрешённого использования сиротских произведений», которая позволяет использовать сиротские произведения в учебных и научных целях, а также разрешает некоторым учреждениям (например, публичным библиотекам, образовательным учреждениям, музеям, архивам, фондам кинофильмов и аудиозаписей, издателей и организаций общественного аудио- и телевещания, учрежденных в странах-членах ЕС) оцифровывать сиротские произведения и распространять их. При этом правообладатель в любой момент может прекратить сиротский статус произведения.
В Индии эту проблему решили намного проще: в случае, если правообладатель произведения не выявлен или же произведение не было опубликовано при жизни автора (или, скажем, его местонахождение неизвестно), любой может подать заявление в Агентство по авторским правам с целью получить лицензию и издать произведение на любом языке. Есть лишь одно «но» – перед этим подавший прошение обязан опубликовать объявление о своих действиях в ежедневной англоязычной газете. В ином случае подача заявления будет считаться неправомерной.
Индийское законодательство требует от своих авторов обязательной регистрации авторских прав и добавления текстов в общий Реестр авторских прав, в котором содержится вся информация о произведении и его копия. Авторские права здесь защищают на протяжении 60 лет после смерти автора.
Африка
Африканское законодательство схоже с европейским, однако за годы свободной жизни обрело национальный колорит. Наиболее примечательны Эфиопия, где срок действия авторских прав ограничен сроком жизни автора, и Кот-д’Ивуар, в котором интеллектуальные права охраняются не 50 лет и не 70, а красивые 99.
В некоторых африканских странах отдельное место в системе авторского права занимает фольклор. Например, в Гане фольклор является национальным, а не общественным достоянием, поэтому все права на фольклорные произведения остаются за президентом страны. Любое использование местной сказки без специальной лицензии окажется правонарушением. А в Марокко фольклор запрещено переводить, коммерциализировать или адаптировать.
Аргентина
В Аргентине при регистрации и депонировании произведения необходимо предоставить три копии в специальный орган в течение трех месяцев после завершения работы над ним. Для картин или архитектурных произведений требуется внести в реестр первоначальный эскиз и фотографию оригинала с дополнительной информацией, чтобы впоследствии была возможность идентифицировать произведение искусства и его автора.
Вся информация о зарегистрированных произведениях, фильмах, скульптурах и картинах публикуется в специальном бюллетени. Таким образом, Аргентина становится одной из немногих стран, в которых регистрация произведения для сохранения авторских прав на него является обязательной процедурой.