Многие десятилетия творческого успеха, достигнутого ежедневным трудом каждого сотрудника театра (ведь создание спектаклей — коллективный труд), закончились. Кто бы мог подумать, что беду принесет не угроза извне, а желание заполучить этот островок уникальной театральной культуры, созданный выдающимся мэтром отечественной режиссуры. После ухода Марка Захарова многие мечтают встать у руля театра, который многие десятилетия не тратил ни копейки из бюджета страны и города благодаря уникальному руководству. Хотя мы все чаще наблюдаем, как «творческие эксперименты» в различных театрах заканчиваются многомиллионными потерями для бюджета, оплачиваются из карманов налогоплательщиков. Однако привычные амбиции и желание наследницы Марка Анатольевича Захарова быть первой и единственной принимающей решения в «Ленкоме» сформировали затяжной конфликт в театре.
Многие десятилетия творческого успеха, достигнутого ежедневным трудом каждого сотрудника театра (ведь создание спектаклей — коллективный труд), закончились. Кто бы мог подумать, что беду принесет не угроза извне, а желание заполучить этот островок уникальной театральной культуры, созданный выдающимся мэтром отечественной режиссуры. После ухода Марка Захарова многие мечтают встать у руля театра, который многие десятилетия не тратил ни копейки из бюджета страны и города благодаря уникальному руководству. Хотя мы все чаще наблюдаем, как «творческие эксперименты» в различных театрах заканчиваются многомиллионными потерями для бюджета, оплачиваются из карманов налогоплательщиков. Однако привычные амбиции и желание наследницы Марка Анатольевича Захарова быть первой и единственной принимающей решения в «Ленкоме» сформировали затяжной конфликт в театре.
Вступив в борьбу за власть (а может быть, и став марионеткой в чужой борьбе за кресло), Александра Захарова, используя принцип «на войне все средства хороши», ввергла родной театр в междоусобицы и скандалы.
В истории культуры известны случаи, когда наследники, перечеркнув все творческие достижения своих предков, использовали принцип «ТАК НЕ ДОСТАВАЙСЯ ЖЕ ТЫ НИКОМУ», зачастую требуя от театров непомерных гонораров и отступных. Безусловно, авторское право подразумевает свободное распоряжение интеллектуальной собственностью, как, например, недвижимостью или семейной реликвией, полученной по наследству. И если владельцы этой самой собственности не хотят делиться, по закону они имеют на это полное право. Однако злоупотребление этим правом заставляет самих создателей интеллектуальных шедевров перевернуться в гробу.
Искусившись огромным гонораром за каждый показ спектакля «Ленкома» «Ва-Банк», который наследница получает регулярно, она возжелала большего. Заметим, что до 2001 года театральные режиссеры вообще не имели ни смежных, ни авторских прав на свои спектакли. Лишь в 2008 году ситуация поменялась — после вступления в силу 4-й части Гражданского кодекса, которая изменила законодательство об авторском праве. И за все спектакли, созданные после 2008 года, Марк Анатольевич, согласно его воле, закрепленной в договорных соглашениях, получал солидные единоразовые вознаграждения, передавая исключительные права на сценарии проектов спектаклей театральным агентам.
Теперь же, после ухода мастера, его решения и выбор подвергаются не только критике, но и оспариванию в суде самым близким человеком, родной дочерью Марка Анатольевича.
Заметим, что за время управления театром на протяжении 46 лет Захаров вывел его в авангард не только российского, но и мирового театрального искусства. Никому никогда не приходило в голову оспаривать его управленческие решения.
Но сейчас в суде Александра Марковна Захарова оспаривает решения своего отца за период его единоличного правления, решения, которые он — как единственный, наделенный соответствующими полномочиями руководитель театра — принимал с 1987 года. Судя по публикациям в СМИ и выступлениям независимого журналиста А.Караулова, дочь Марка Анатольевича пытается выставить его человеком недееспособным, лишенным возможности мыслить критически, озабоченным только своим здоровьем, человеком, которого обманули в театре, воспользовавшись его неумением вести дела и решать финансовые вопросы.
Именно этот факт возмутил и заставил более 100 актеров и сотрудников театра, знавших Марка Анатольевича лично, написать письмо председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину в защиту родного «Ленкома» и в поддержку нынешнего руководителя Марка Варшавера, продолжающего политику управления и творческого развития театра, созданную Захаровым, бок о бок с которым поставившим театр «Ленком» на рельсы успеха. Именно Марк Варшаверу положил 42 года жизни на поддержку всех решений и обеспечение комфортной творческой среды для воплощения гениальных идей Марка Захарова, не единожды спасая жизнь другу и соратнику, в том числе организовав многомиллионное финансирование лечения в Германии. Александре Марковне всегда была предоставлена возможность сопровождать отца за счет госбюджета. А театр вынужден был менять репертуар из-за ее отсутствия, что нередко несло за собой большие финансовые потери. Главное было то, что с Марком Анатольевичем был рядом после тяжелых операций близкий человек. Но не будем ворошить старое.
Инициированные независимым журналистом Карауловым проверки, по результатам которых в театре никаких нарушений не обнаружено, желаемого Александре Марковне результата не принесли. В возбуждении уголовного дела Караулову было отказано. Но это не остановило наследницу. Она подала исковое заявление, привлекая в качестве ответчика родной «Ленком». Оспариваются права на 4 спектакля, а именно: «Поминальная молитва» (год выпуска — 1989), «Безумный день или Женитьба Фигаро» (1993), «Королевские игры» (1995) и «Шут Балакирев» (2001).
Но, как мы уже отмечали, данные спектакли были поставлены Марком Анатольевичем в качестве режиссера-постановщика до введения в действие 4-й части Гражданского кодекса РФ в 2008 году, а значит, к сожалению, на эти постановки не распространяются смежные права. Но Александра Марковна упорно доказывает, что театр много лет обманывал Марка Анатольевича, который был единоначальным руководителем театра с 1987 года и не выплачивал ему авторский гонорар за режиссуру и постановку спектаклей. Подчеркнем, что именно Марк Анатольевич не считал нужным заключать с самим собой отдельные договора, поскольку постановка спектаклей входила в перечень его обязанностей по контракту.
Ни для кого не секрет, что Александра Захарова была главной героиней практически всех спектаклей Марка Анатольевича. Один из них, идущий в театре по сей день, — «Вишневый сад», в котором Раневская неоднократно восклицает: «Это мой сад! Это мой дом!» Вероятно, народная артистка России путает сцену с государственным учреждением, которое ее отец хоть и прославил, но никогда не считал своей собственностью.
Ирина ГОРЮНОВА