Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В «МК» увековечили память Осипа Мандельштама

Великий поэт вел в нашей газете литературные страницы

В холле «Московского комсомольца» прошла церемония открытия мемориальной доски Осипу Мандельштаму. Великий поэт работал в нашей газете с 1929 по 1930 год. Здесь он вел «Литературную страницу» и привлекал к сотрудничеству молодых талантливых авторов.

В «МК» увековечили память Осипа Мандельштама
 
 
 

Минуя проходную «МК» и ожидая подходящего лифта, невозможно не обратить внимание на памятные доски, расположенные на большой стене. На них имена журналистов, писателей, поэтов, сотрудничавших в газете за всю её почти столетнюю историю. Теперь среди этих имен — Осип Мандельштам. Вот почему сегодня здесь непривычно многолюдно. Выразить Мандельштаму свою любовь пришли не только наши корреспонденты, фотографы и операторы, но и молодые таланты из Московского театра Поэтов под руководством Влада Маленко, и представители Мандельштамовского общества. Теплые слова прозвучали и от первого секретаря Союза журналистов Москвы Людмилы Щербина. Открыл же торжественную церемонию главный редактор «МК» Павел Гусев.

- Для нас сегодняшний день важная веха. Ещё недавно мы открывали мемориальную доску Михаилу Шолохову, который все свои первые произведения напчетал в нашей газете. Вообще же, можо назвать десятки имен выдающихся авторов, которые сделали свои первые шаги здесь. Потому мы и приняли решение увековечить память Осипа Мандельштама — великого русского поэта, который также работал в «Московском комсомольце».

Документальное потверждение этого этапа жизни и творчества великого поэта сохранилось на уникальной фотографии 1929 года, запечатлевшей Мандельштама в окружении редакции «МК». Исторический снимок вручил Гусеву Председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер. Он и рассказал историю пребывания поэта в «Московском комсомольце», который помог ему найти постоянную работу в непростых условиях советской действительности. Одним из ярких отражений той поры стало стихотворение «Квартира тиха как бумага...», которое Нерлер и прочёл.

Квартира тиха, как бумага,

Пустая, без всяких затей,

И слышно, как булькает влага

По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,

Лягушкой застыл телефон,

Видавшие виды манатки

На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,

И некуда больше бежать,

И я как дурак на гребёнке

Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки

И вузовской песни бойчей,

Присевших на школьной скамейке

Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,

Пеньковые речи ловлю

И грозные баюшки-баю

Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,

Чесатель колхозного льна,

Чернила и крови смеситель,

Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,

Проваренный в чистках, как соль,

Жены и детей содержатель,

Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости

Таит в себе каждый намёк,

Как будто вколачивал гвозди

Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,

За семьдесят лет начинать -

Тебе, старику и неряхе,

Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены

Давнишнего страха струя

Ворвётся в халтурные стены

Московского злого жилья.

Поэтическую часть продолжили представители Московского театра Поэтов: Вероника Эйдлин, Анна Чепенко и Арина Чеканова прочитали как свои стихи, так и шедевры мандельштамовской лирики: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса..», «За гремучую доблесть грядущих веков..», «Скрипачка». Удивительно, насколько современно звучат эти гениальные стихи, наполненные невероятной метафоричностью и музыкой. С ними будто вступают в диалог творения самих юных поэтов, навеянных вечными строчками.

Арина Чеканова

Бессонница

Бессонница, Гомер, прочитанный билет...

Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.

Подаренный ловец творит одно движение,

И голова летит на первобытный свет.

Вмиг ставшая слепой, касаюсь паутины.

По ниточкам бегу под звездною рваниной,

Чтоб сблизиться с родной тринадцатой квартирой,

Как изгнанный Эдип, найти свои Афины.

Бессонница, метро и очереди в Дикси.

Я вспомню Новый год, купив два мандарина.

А дальше из зимы и давки магазина

Меня несут к тебе одни и те же мысли.-

Объятие души!-

мне большего не надо.

Сильней всего слова и музыка от боли.

Как роща Эвменид-подъезд, за дверью- воля.

И странная любовь на выходе из сада.

Бессонница, Гомер, прочитанный билет...

Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.

Подаренный ловец творит одно движение,

И голова летит на первобытный свет.

Антон Кобец

Бог обитает в Кремле,

Русский Бог, получивший гражданство.

Пусть поэты, болтаясь в петле,

Прекращают борьбу и жеманство.

Русский Бог обожает стрелять,

Он всегда попадает в мишени,

Так хоронит Есенина мать,

А Цветаеву ждут унижения.

Русский Бог почему-то грузин,

Он впечатался в Русь как штамп,

Он убийца и список длин,

Сохрани же их прах Мандельштам.

- Мандельштам один из моих любимых поэтов — говорит Кобец корреспонденту "МК" — мне близка его метафорика и скрытая страсть. Его сложный язык ближе мне, чем более простая поэтика. Поэтому для меня очень ответственно и радостно было поучаствовать в открытии мемориальной доски Мандельштаму.

В свою очередь Анна Чепенко вспомнила, что когда-то училась на художника по костюмам и им дали задание стилизации съёмки под поэтов Серебряного века, и ей достался Мандельштам. «Я сначала расстроилась, потому что хотела изображать Цветаеву или Маяковского, а потом погрузилась в творчество Мандельштама и нашла в нем огромную поддержку для читателя, для веры, борьбы и правды. С тех пор, он для меня проводник в настоящей поэзии».

Арина Чеканова сравнила стихи Мандельштама с мёдом. «У него есть строчки: «Возьми на радость из моих ладоней, / Немного солнца и немного меда...». Помню, когда в детской театральной студии мы читали Мандельштама. Это было для меня как первая любовь. Ощущение этого мёда, золотой осени, когда свершается что-то яркое и прекрасное».

Память об Осипе Мандельштаме найдёт отражение и в книге, которая будет посвящена столетию «МК», празднуемого в этом году.

 

Знаменитый поэт Осип Мандельштам работал в штате редакции московской молодежной газеты с осени 1929‑го. Тогда было принято решение возобновить выход «молодежки», закрытой весной 1928 года, и дать ей новое название — «Московский комсомолец».

Как считают некоторые исследователи, Мандельштам появился в редакции «МК» благодаря протекции члена ЦК и Политбюро партии Николая Бухарина. Нового сотрудника определили в отдел литературы и искусства и поручили ему подготовку материалов для регулярной «Литературной страницы». В качестве литсотрудника «МК» Мандельштам активно взялся за привлечение к публикации на страницах молодежной газеты лучших советских писателей и поэтов того времени.

Увы, тот период жизни «молодежки» оказался коротким: первый номер «МК» вышел 1 сентября 1929 года, а 18 января 1930‑го «сверху» распорядились редакцию распустить. Именно этот 4–5‑месячный период и стал в биографии «Московского комсомольца» «мандельштамовским».

Александр Трегубов, Александр Добровольский

Источник

321


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95