Столичные велосипедисты наконец заставили власти с собой считаться. Недавно мэр дал поручение разработать концепцию организации велосипедного движения в городе, и чиновники разом взяли под козырек. Так, Департамент природопользования заявил, что уже в 2010 году на территории 10 природных комплексов Москвы будут созданы все условия для педальных «коней».
Согласно этим планам, к 2020 году не менее 10% москвичей смогут добираться до работы на велосипедах, если та находится в радиусе 5 км от их дома. Но члены велотранспортного союза этим не вполне удовлетворены, ибо в странах Европы таких граждан уже сейчас от 20 до 40%. Они считают, что власти должны подписать обращение к горожанам, чтобы те внимательно и уважительно относились к велосипедистам.
— Например, в Финляндии действует закон, по которому велодорожки должны быть вдоль всех автотрасс. Только в Хельсинки протяженность велодорожек 70 км, — говорят велосипедисты. Кроме того, они полагают, что в Москве надо установить бесплатный провоз велосипедов на ж/д транспорте в пределах МКАД.
Тем временем Департамент природопользования уже подготовил техзадания об организации велодвижения на особо охраняемых природных территориях Москвы, которые занимают более 25% ее площади. Речь идет о 10 зонах: Зеленоград, Тушинский и Москворецкий парки, Покровское-Стрешнево, Воробьевы горы (велосипедная дорожка должна связать Комсомольский проспект с Мосфильмовской улицей), Мослесхоз Северный, Теплый Стан, Измайлово и Битцевский лес (там предполагается сделать две зоны). В этом году должны завершить проектирование зон, а уже в следующем они станут доступными для велосипедистов.
— На некоторых велодорожках придется делать специальное покрытие. Почти все веломаршруты будут иметь замкнутый характер, их оснастят схемами движения, — говорит замруководителя Департамента природопользования Владислав Холодков.
Одновременно Москомархитектура разрабатывает пилотный проект организации велосипедной зоны в Орехово-Борисове. Велотрассы через Бирюлевский дендропарк свяжут Бирюлево Восточное со станцией метро «Орехово». Есть предложение предусматривать обязательные велодорожки во всех проектируемых новых районах столицы.
— При нынешней интенсивности движения сделать велодорожки вдоль крупных магистралей вряд ли возможно, — говорят представители Москомархитектуры. — А вот учесть их при застройке тех же Люберецких полей аэрации вполне реально.
Кстати, еще генплан 1971 года предусматривал прокладку велодорожек в новых районах, но они так и не появились, так что приходится изобретать велосипед заново.
Есть и еще одна проблема — велосипеды негде парковать. Вопрос создания в столице велопарковок также обсуждается.
А по мнению депутата Мосгордумы Сергея Митрохина, необходимо по примеру европейских стран создать в Москве услугу «муниципальный велосипед». Такие можно арендовать за небольшую плату и, доехав до нужной точки, оставить на городской парковке. Медики начинания властей всячески поддерживают. По словам доцента кафедры Московской медакадемии им. Сеченова Кирилла Данишевского, в Голландии провели опыт — предложили людям трижды в неделю добираться до работы на велосипедах. И смертность в испытуемой группе снизилась на 40%. «Ни одно лекарство не дает такого эффекта, как допотопный велосипед», — говорит Данишевский. Пока же 70% москвичей страдают от гиподинамии.
Екатерина Пичугина