В Музее Победы проходит выставка, на которой главными героями стали Деды Морозы разных времен. Все они из коллекции заслуженного артиста РФ Александра Олешко. О том, зачем взрослому человеку детские игрушки, актер рассказал «Известиям».
— У вас оригинальное хобби. Как появилось такое увлечение?
— Я не собирался становиться коллекционером, но за последние пять лет собрались совершенно уникальные экспонаты. Сейчас в коллекции уже около тысячи единиц хранения, как говорят музейные работники.
Деды Морозы появляются в моей жизни не только под Новый год. Я их нахожу на блошиных рынках. А в последнее время мою коллекцию пополняют зрители. Если после спектакля артистам обычно дарят цветы, то мне Дедов Морозов и Снегурочек. Рад этому и благодарен всем.
— Вы помните своего первого Деда Мороза?
— Помню. Я заприметил его на блошином рынке на Фрунзенской набережной. У одного торговца в массе других игрушек лежал и Дед Мороз. Вниз лицом, шуба уже выцвела. «Боже мой, в каком виде у вас Дед Мороз?!» — возмутился я. «Да забирайте его!» — ответил продавец. Забрал, отдал мастеру, который нарисовал игрушке новое лицо, отреставрировал шубу. И теперь это один из любимых моих Дедов Морозов.
И этот Дед Мороз — ровесник моей мамы. На нем есть бирка со «Знаком качества» и надписью «ОТК», а сделали его на фабрике елочных игрушек в Донецке. Зная об этом, я думаю о тревожном времени, которое переживают сейчас люди в этом городе. А ведь еще совсем недавно мы все ездили друг к другу в гости, жили мирно. Мне хочется, чтобы быстрее вернулись добрые времена. И дети просыпались с улыбкой, зная, что придет праздник Новый год.
— Я смотрю, Деды Морозы сделаны из самого разного материала: вата, пластмасса, картон.
— И даже из опилок. В СССР огромное количество фабрик по всей стране трудилось, чтобы в Новый год сделать счастливыми миллионы людей. Когда я встречаю на барахолках этих постаревших, никому не нужных свидетелей праздника, мне становится грустно. И хочется вернуть им прежний лоск.
— Какие из этих игрушек уникальные?
— Те, что сделаны из остатков муки. Раньше была такая технология как «подмет». На хлебозаводах подметали цеха, затем ту муку с пола перемешивали с водой, клеем. Из полученной массы делали Дедов Морозов. Отличная история, правда. Советская система внедряла безотходное производство. Ничего не должно пропадать. Всё шло в дело.
Вы приглядитесь к игрушкам 1970-х годов. Например, шуба Снегурочки украшена битыми стеклянными игрушками. Потрясающе. Это сейчас всё выбрасывают и покупают новое. А раньше бережней относились к вещам. И дома, если что-то ломалось — чинили. В нашем советском детстве не было излишеств, не было супервозможностей. Но в нем было очень много доброты и душевности. И мы стали хорошими людьми.
— Ваша коллекция настолько большая, что ее хватило на две экспозиции — в Музее Победы и в фойе Театра имени Вахтангова.
— Коллекция так разрослась, что она вполне может находиться в двух экспозициях. В театре часть коллекции появилась благодаря директору Кириллу Кроку. Как-то он сделал мне замечание: «А что это твои Деды Морозы путешествуют по разным музеям и не заезжают в театр?» Мне очень приятно, что Театр Вахтангова, в котором я работаю и практически живу, выставил часть коллекции.
Заявки на выставки поступают из разных музеев. Это выручает и снимает вопрос хранения коллекции. Вот закроется выставка в Музее Победы, и коллекция до лета будет находиться в их хранилище. Потом она отправится на следующую выставку. Так что экспонаты в надежных руках. А моя квартира уже давно не вмещает все эти сокровища.
— Самая частая фраза на выставке: «А у меня такой же есть!»
— Так это же прекрасно. Посетители возвращаются в свое детство. Когда мне было восемь лет, мама принесла в красивой коробке Деда Мороза. Я с тех пор не расстаюсь с ним. Он путешествовал со мной из Кишинева в Москву, а затем по разным выставкам.
Когда держишь в руках игрушки детства, это и есть самая настоящая машина времени. Вновь становишься ребенком. Хотелось бы, чтобы каждый из нас почаще вспоминал себя маленьким. Ведь мы рождаемся влюбленными в мир, и это чувство надо пронести через всю жизнь.
— Современные Деды Морозы такие яркие, могут и танцевать, и петь. Вас они не интересуют?
— Нет. Современные игрушки — это зачастую штамповка. На производстве используют кислотные ядовитые краски. А советские игрушки были сделаны с душой. Это как с советскими фильмами. Почему вы пересматриваете старые картины? Да потому что их создавали не ради бизнеса, не ради денег. В них вложена энергия, любовь их создателей.
— Мы находимся в Музее Победы. А нет ли у вас украшений военных, фронтовых?
— Во время войны было не до игрушек. Зато выпускали особые новогодние открытки. На них, например, солдаты наряжают елку. С 1942 года на открытках обязательно писали: «С Новым годом! С Победой!» И каждый советский человек знал, что Победа обязательно случится и враг будет разбит. Не в этом году, так в следующем. И такая открытка на фронте, безусловно, поддерживала дух бойца.
А елку в войну украшали своими руками. Клеили бусы из бумажек, вырезали снежинки, делали хлопушки в виде конфет. Умение делать игрушки самостоятельно и по сей день живо. На выставке есть уникальный экспонат — гирлянда дружбы. Его создали мои зрители из разных городов. Они кинули клич своим друзьям в бывших советских республиках, и каждый продолжил начатую в России «гирлянду дружбы». Она объехала весь бывший СССР: Грузия, Армения, Молдавия, Литва, Эстония...
Политики пытаются разъединить нас, но люди хотят общаться и дружить. Желание быть вместе неистребимо. И эта бумажная копеечная гирлянда дорогого стоит. Она — как подтверждение желания людей жить в мире.
— Вы много делаете для воспитания детей — телепередачи, спектакли, кино...
— А еще в Театре Вахтангова я с оркестром читаю детям сказки «Аленький цветочек» и «Красная шапочка». Стараюсь делать это искренне и от души. Так уж случилось, что у меня с детьми есть контакт. Ведь ребенка вы никогда не сможете обмануть. Он очень остро почувствует фальшь, если ты неискренен.
— Это чувствуют и взрослые. Глядя на вас, невольно появляется улыбка и на лицах родителей.
— Публичный человек или артист не всегда вызывает подобные эмоции. Но я обратил внимание, что добрые и умные люди относятся ко мне хорошо. А те, кто не очень понимает меня или не верит, ну, это тогда уже факт не моей биографии, а их.
— Сказка с оркестром — это дозированное погружение ребенка в серьезное искусство?
— Думаю, что каждому направлению искусства свое время, свой возраст. Чтобы не отбить желание, не надо ребенка сразу вести на «Бориса Годунова». Всё самое прекрасное, что есть в моей жизни и во мне, родом из детства. Родители давали возможность узнать, что такое театр, кино, цирк, музеи, концерты. Перед каждым походом они объясняли, куда мы идем, рассказывали какую-то предысторию. И уже само событие я воспринимал объемно.
Чем будет наполнен ребенок, с чем он войдет во взрослую жизнь, это — ответственность взрослых, которые должны ему помочь.
— Среди ваших профессиональных наград есть медаль Минобороны «Участнику военной операции в Сирии».
— Я предпочел бы об этом не говорить. Потому что военные награды должны получать люди, с оружием в руках отстаивающие свободу, интересы доброты и здравого смысла. У меня есть несколько наград, потому что в разгар боевых действий мы — артисты, как и военные, рисковали жизнью, отправлялись в горячие точки с концертами. Бывали и на передовой. Я не вижу в этом никакого подвига, потому что это было во все времена.
Самые популярные и любимые артисты, такие как Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, клоун Карандаш ехали с фронтовыми бригадами поддерживать дух бойцов. Если ты настоящий артист, то твое призвание — дарить настроение, улыбку, надежду и веру людям в зрительном зале. И неважно, где этот зал находится.
Зоя Игумнова
Источник