Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В поисках оракула

Как эволюционировали сайты с вопросами и ответами

В древние времена люди, чтобы узнать ответ на интересующий их вопрос, обращались к оракулу. Как правило, никаких способностей у них не было, только мудрость, знания и богатый опыт за плечами. В наше время с вопросами люди «ходят» в интернет. И оракула там найти затруднительно...

Во многом интернет, наверное, и создавался для того, чтобы люди могли хранить огромное количество информации и обмениваться ей. Общение, конечно, тоже очень важная составляющая, но в том и заключается прелесть информации, что она может как помогать обретать новые знания, так и быть целью и средством общения. Иногда люди получают в интернете эту информацию совершенно случайно: листая ленту, видя рекламу или спам, натыкаясь на комментарии. Однако каждый рано или поздно обращается за помощью к интернету, чтобы найти ответ на конкретный вопрос.

Когда представители того поколения, которое росло без компьютеров и интернета, говорят, что сутками сидели в библиотеках, — они преувеличивают. Но действительно найти необходимую информацию было крайне тяжело, поэтому дома значительную часть книжных полок занимали всевозможные справочники и энциклопедии, способные вместить самую необходимую информацию в максимальном сокращении; любые познавательные передачи с радио и ТВ переписывались на бумагу; советы из газет вырезались, а житейские мудрости передавались из уст в уста.

Основной проблемой в те времена было то, что источники информации могли попросту устареть. Зато не возникало затруднений из-за расхождений во мнении, так как узнавали все более-менее одинаковую информацию.

С массовым распространением интернета среди жителей России в середине нулевых ситуация изменилась: актуальная информация всегда была под рукой, а вот найти среди тысячи сайтов достоверную информацию стало очень нелегко.

В эпоху, когда за советами и рекомендациями люди шли на форумы, были ещё не самыми плохими. Их прелесть заключалась в том, что форумы объединяли людей не только со схожими интересами, но и со знаниями в определённой сфере: на форуме изначально регистрировались эксперты, которых интересовало обсуждение какой-то темы, а только потом к ним присоединялись другие участники, которые, не зарегистрировавшись, не могли создать тему, оставить комментарий и вообще проявлять какую-либо активность.

Если на форуме и заводился какой-нибудь псевдогений, то вычислить его было крайне просто — его комментарий можно было встретить практически в каждой теме.

Направления и тематика форумов были самые разные: от фан-клубов художественных произведений до сообщества любителей ретро-утюгов. Спрашивать можно было что угодно, до мельчайших подробностей, главное — по теме, и если остальные посетители форума не знали ответа на вопрос, то ответ вы искали вместе. Часто новичок приходил за простым советом (допустим, какой жёсткий диск лучше купить), а ему в ответ выдавали всю историю дисков, рассказывали, как их правильно паять, а в придачу собирали компьютер целиком.

Пожалуй, компьютерная тема до сих пор остаётся одной из самых популярных, благодаря которой форумы остаются на плаву. В 2006 году появился сайт, который во многом был похож на форум, но он не ограничивался тематиками, сферами, даже каких-то языковых и возрастных границ у него не было. Вы просто задавали вопрос, и абсолютно любой человек, зарегистрированный на этом ресурсе, мог ответить вам. А зарегистрированных там было очень много, ведь этой почтой пользуется как минимум половина пользователей рунета.

Да, речь идёт о Mail.ru и его детище под названием Ответы Mail.ru. Вот только отвечают на ваши вопросы не сотрудники этой корпорации. К сожалению, «Ответы» очень быстро стали монополистами в области интернет-справочников: с вероятностью 90% вы, введя в поисковую строку вопрос, первым делом получите ссылку на «Ответы». Сожаление это всё вызывает по той причине, что в день количество заходов на сайт приблизительно 6 миллионов, а каждую минут появляется около 5-10 вопросов, на которые эти 6 миллионов могут ответить. И если с глупыми вопросами вы не столкнётесь (если они вас не интересуют, конечно), то через заросли глупых ответов вам придётся пройти.

Вот яркий пример:

С одной стороны, чем ниже ответы, тем они абсурднее, глупее и бесполезнее. Но с другой, откуда людям, отвечающим на этот вопрос, знать уровень развития вопрошающего. Возможно, он действительно не знает, в какой вход втыкать колонки. Или воткнуть он смог, а на компьютере громкость не включил. Или не обновил драйвера. Или не настроил устройства воспроизведения. Факторов может быть много.

А иногда случается так, что сам вопрос не имеет никакого смысла, но на него всё равно налетают люди, чтобы ответить. И если их ответ кому-то понравился, кого-то рассмешил или просто человек случайно кликнул, рейтинг отвечающего увеличивается. И так в вопросе про популярность мы наконец находим нашего оракула! Печально.

В 2019 году «Ответам» исполнится 13 лет — за это время на сайте успели разместить не менее 100 миллионов вопросов и ещё большего количества ответов. 13 лет потребовалось на то, чтобы появился соперник, достойный бороться с этой монополизирующей службой вопросов и ответов. Кому как не Яндексу, заклятому врагу как в плане почты, так и других служб, бороться с Mail.

Система Яндекс.Знатоки во многом схожа с «ответами»: люди также создают блоки со своими вопросами, под которыми публикуются ответы. Разница лишь в том, что Яндекс разрешает создавать собственную ленту, то есть читать ответы на те вопросы, которые по тегам подходят вам, — своеобразная подписка, только не на авторов, а на темы. Точно такой же принцип реализован в работе Яндекс.Дзен, где вы набираете себе издания в соответствии с интересами. Ещё одна особенность: у пользователей «Знатоков» нет званий, как в «Ответах». Вместо этого они могут сами написать свой статус, в котором указывают свою профессию, увлечения или круг интересов.

Однако весной этого года Яндекс решил усилиться и выкупил сайт TheQuestion, который является совсем иным продуктом. На первый взгляд, всё схоже с предыдущими сервисами: вопросы, ответы, эксперты. Первое задают, второе отвечают, третьи накапливают рейтинги и ответы. Но значимые изменения привнесли пользователи, которые сделали из TheQuestion аналог Reddit, Пикабу и всему остальному. Они взяли ту часть, где пользователям задаётся не вопрос ради ответа, а вопрос ради обсуждения, например: «Какие фильмы навсегда изменили вас как личность?» Или: Какова худшая причина, по которой кто-то вас отвергал?, которая, как оказалось, появилась на TheQuestion задолго до Reddit.

Ещё одна особенность TheQuestion — отбор вопросов-лидеров не по количеству просмотров, а по оригинальности. Например, можно встретить «Что нельзя гуглить? :)?» и «Пачкаются ли глаза у колобка, когда он катится?». За такой оригинальный контент в топах отдельную благодарность нужно выразить, видимо, редакторам, поскольку компьютер с такой работой не справится. Тут нужен человеческий фактор и человеческое видение.

Зарегистрировавшись на этом сайте, вы сможете составлять свою ленту или попросить ответить на вопрос настоящего эксперта — то, чего так не хватало в продукте от Mail.

Конечно, все эти универсальные сайты-справочники — очень удобная и полезная для жизни вещь. Она намного разнообразнее и умнее самой умной техники, здесь можно познакомиться с огромным количеством специалистов в своём деле или даже найти друзей по интересам. Но человеческий фактор одновременно хорош тем, что люди могут найти правильный подход, и плох тем, что иногда им мешает это сделать самомнение, упрямство или откровенная глупость.

Поэтому, как говорится, «гуглите», и самостоятельно ищите тот источник информации, который считаете нужным. А «экспертов», «знатоков» и «оракулов» оставьте для интересной светской беседы.

Роман Морозов

716


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95