Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

В Росреестре рассказали, как можно спасти гараж от сноса

Законопроект о гаражной амнистии значительно упрощает операцию оформления собственности на такие объекты

В феврале этого года Госдума во втором чтении рассмотрит законопроект о так называемой гаражной амнистии — упрощенном порядке регистрации права собственности на гаражи. Авторы инициативы обещают, что защитить свои права владельцам машино-мест будет после этого намного проще: к рассмотрению будут приниматься и косвенные доказательства владения землей и постройкой. Правда, почти в открытую говорят: о Москве и других крупнейших городах речи не идет. Тем временем председатели московских гаражно-строительных кооперативов, как выяснил «МК», надеются — кто на чудо, кто на удачную сделку с управой или застройщиком.

Законопроект о гаражной амнистии значительно упрощает операцию оформления собственности на такие объекты

Законопроект о гаражной амнистии продвигают думские тяжеловесы во главе с Павлом Крашенинниковым, многолетним главой Комитета по госстроительству и законодательству Госдумы. Поэтому некоторые — может быть, значительные — шансы на его принятие вполне есть: работает же амнистия дачная! Другое дело, что дачные массивы в подавляющем большинстве своем расположены за городом, на не столь уж «золотой» земле. Чего не скажешь о гаражах, которые — если речь о так называемых плоскостных — занимают последние незастроенные многоэтажками гектары городских земель, бывшие «неудобья», на которых, за отсутствием другого места, все-таки можно построить что-то. Не жилой дом так объект социальной инфраструктуры.

— Основная часть гаражей до сих пор находится на полуофициальном положении, — отмечает Павел Крашенинников. — В тех случаях, когда муниципальное образование решает, что ему понадобилась земля, владельцы гаражей чаще всего находятся в печальном положении — у них есть только «полуофициальная» собственность. Однако граждане не виноваты, что в государстве менялись правила игры, их права необходимо защитить.

По словам депутата, дачная амнистия, запущенная десятилетие назад, оказалась удачным шагом — было легализовано около 14 млн объектов. С гаражами — которых тоже миллионы, а сколько точно, никто не знает, — все оказалось сложнее, поскольку законодательство не содержало определения собственно гаража. Все законодательство, которое существовало на этот предмет в СССР, — постановления, регламентирующие работу гаражных кооперативов. Именно поэтому понадобился специальный, «ручной работы» законопроект, а не калька дачной амнистии, подчеркнул Крашенинников.

— Предполагается, что гаражная амнистия будет действовать до 2026 года, но, возможно, как и в случае с дачами, она будет продлена, — заявил депутат. — Мы активно работаем над внесением поправок, обсуждением различных аспектов документа перед вторым чтением. В частности, очень много вопросов по поводу наследования — гаражи часто передавались по наследству без особых формальностей, путем перехода членства в кооперативе. Так или иначе, мы ожидаем, что это будет взаимовыгодная новация: права владельцев гаражей будут защищены, одновременно муниципалитеты, легализовав гаражную недвижимость на своей территории, смогут пополнить городские бюджеты. Прибавка может быть вполне существенной. Все стороны тут настроены положительно. Уже сейчас ясно, что гаражи будут полноценной недвижимостью, которую никто не вправе отбирать или изымать.

Однако, заметил Павел Крашенинников, гражданам не удастся легализовать незаконные постройки. Кроме того под амнистию, по его словам, подпадут только капитальные строения. «Ракушки, извините, нельзя считать объектом недвижимости, это движимое имущество», — подчеркнул депутат.

Эта оговорка сразу заметно снижает ценность законопроекта для москвичей, все еще владеющих так называемыми плоскостными гаражами. Если речь о кирпичных строениях с фундаментом — их, возможно, удастся легализовать, поскольку только фундамент дает право строению называться капитальным. А вот металлические гаражи в подавляющем большинстве случаев капитальными не являются — и таким образом под амнистию не подпадают.

— В гаражной амнистии предусмотрена активная роль органов местного самоуправления, которые когда-то и выделяли землю гаражным кооперативам и стоянкам, — подтверждает Алексей Бутовецкий, замглавы Росреестра. — Между тем законопроект значительно упрощает операцию оформления собственности на такие объекты. Это минимальный пакет требуемых документов, сокращенный перечень оснований для отказов, возможность приема косвенных доказательств фактического владения — таких, как оплата аренды и коммунальных услуг.

По словам Бутовецкого, стоимость оформления одного гаража (речь идет о кадастровых услугах) может составить около 5000 рублей. С заявлениями нужно обращаться в орган местного самоуправления. На данный момент у разных регионов имеются различные нормативные акты на этот случай, они могут впоследствии быть гармонизированными с федеральными нормами.

— В частности, некоторые муниципалитеты могут принять правила, упрощающие порядок узаконивания даже ракушек, — отметил чиновник.

Между тем в реальной жизни председатели столичных гаражных кооперативов не ожидают радикальных изменений в своей жизни от гаражной амнистии. «У нас ожидается снос гаражей в порядке выкупа нашей территории коммерческим застройщиком, — рассказал «МК» Сергей Цветков, председатель одного из ГСК на севере Москвы. — Добровольным я бы этот выкуп не назвал: нас просто поставили в такие условия, когда не продать свои гаражи невозможно. Альтернативой было бы организовывать собственный строительный проект, например, начать строить на нашей территории многоэтажный паркинг. Но для этого требуется огромный капитал и организационные ресурсы, иначе мы все останемся и без денег, и без гаражей. Кроме того, пришлось бы заниматься и безопасностью: застройщики нам были бы совершенно не рады. То есть в реальности для нас договориться «полюбовно» с застройщиком оказалось лучшим выходом. А то, что за полученную компенсацию невозможно будет купить машино-место на замену, — это никого не волнует».

Антон Размахнин

Источник

209


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95