Защитить учителей от травли и посягательств на честь и достоинство вознамерились в Госдуме, куда внесен проект изменения в федеральный закон «Об образовании». Суть проекта — в принятии мер по защите частной жизни «педагогических работников», в придании им «особого, важного статуса». Прозвучало даже «защитить от травли» учителей в школах.
Таким изменениям в школе время и место. Когда, если не в Год педагога и наставника в РФ. Где, как не в храме знаний, новости из которого больше напоминают криминальную хронику. Оскорбления, драки и разборки в школах уже никого не удивляют. Судя по новостям, учителя тоже нападают на учеников, но агрессия в отношении педагогов часто не доходит даже до соцсетей. Не хотят учителя выносить сор из избы, вдобавок осознают тщетность жалоб на детей и родителей.
Нынешняя правовая ситуация не позволяет призвать к ответственности ребенка до 16 лет, — комментирует юрист Станислав Попов. — В случае особо тяжких преступлений — с 14 лет. До того ребенок неподсуден. Очень часто школа только и может, что проводить беседы и обращаться в ПДН. А оскорбления или, допустим, слив каких-то фото учителя в соцсети, сталкинг (навязчивое преследование — авт.) вообще не наказуемы. Статистика преступлений удручает — ударил стулом, толкнул, избил, пырнул ножом учителя... Травля, то есть методичное унижение педагога группой учащихся тоже не редкость. А еще инклюзия «доставляет», которую так смело у нас продвигают в школы. При этом обследование психомедицинского статуса ребенка для родителей дело добровольное. Многие увиливают, предлагая расхлебывать проблемы школе... Я ознакомился с законопроектом, он недостаточен. Для эффективной защиты прав учителей в школах, учреждениях СПО (средне-специальное образование — авт.), да и в вузах тоже одних изменений в ФЗ «Об образовании» мало. Нужен пакет поправок в уголовный, гражданский и административный кодекс. Возраст и меру ответственности для подростков надо менять. Частичную уголовную ответственность ввести с 12 лет. Расширить и «омолодить» перечень общественных работ.
Авторы проекта предлагают добавить в закон «Об образовании» пункт о защите чести и достоинства педагога. Но такими понятиями у нас оперирует гражданский кодекс. Неясен и предмет нового социально-профессионального статуса учителей. Автор приводит данные ВЦИОМ 2022 года, мол, зафиксирован «низкий уровень престижа профессии учителя в российском обществе»: 3,19 баллов из 5 всего возможных. Однако особым правовым статусом в РФ обладают только депутаты и силовики. На лиц более мирных специальностей распространяется «социально-временной» статус: ранний выход на пенсию, льготы на транспорте, молоко за вредность... Вряд ли такие послабления как-то помогут учительскому сообществу поднять свой престиж или приструнят неадекватных родителей, образумят наглых учеников.
Одно понятно всем: во многих школах ситуация достигла точки кипения. Учителя стонут от нагрузки в 40 часов в неделю и выше, которые приходится брать для сколько-нибудь достойной зарплаты, «вешаются» от вала бюрократической работы и давления администрации. Учащиеся и родители изнывают от количества контрольных и «домашки». Опытные педагоги «выгорают», молодые, отработав свой минимум, валят из школы. Ситуация горячо обсуждается в учительских, а воз и ныне там.
- Проблема кроется в основном в отсутствии необходимого количества социальных педагогов, — считает член Национальной ассоциации «Эксперты в образовании» Александра Жигунова. — Например в обычной российской школе на 900 учеников трудится лишь один социальный педагог. И, кроме работы с учениками, он занимается отчетностью, привлечением детей к участию в разных городских мероприятиях и акциях и пр. Это огромный объем работы. Педагоги работают на износ, при этом в среднем на каждого ученика выделяется 15 минут. Поэтому из общего числа детей выделяют только самые сложные случаи, а мелкие проблемы остаются для самостоятельного решения. Сейчас в образовании появился человек, который занимается вопросами личностного развития обучающихся — тьютор. Но пока тьюторов в школе недостаточно, и часто они не способны к качественной поддержке обучающихся в связи с недостаточным уровнем подготовки.
В учительских пабликах тоже активно обсуждают свое «житье-битье». Кроме очевидного — снизить нагрузку, повысить зарплату, звучат предложения посмотреть на другие страны. И нетрудно заметить, что большинство гарантий для педагогов там экономические. Существует, например, практика жилищных пособий — учителям дают энную сумму для индексации аренды или коммунальных платежей. Она существенна, около 1000 евро. Примерно такую же доплату получают за классное руководство. Нормальная нагрузка учителей там 25 часов в неделю. Вообще же, достаток учителя сильно зависит от категории, в переводе на наши реалии. С повышением категории, оплата труда сразу возрастает на 30-35%. Еще в Европе есть законы об «особых образовательных зонах». Учительство в школах с неблагополучной социальной средой (в эмигрантских районах, например) оплачивается с надбавкой. Во Франции, Германии, Великобритании быть учителем выгодно и почетно, но приобрести этот статус нелегко, нужна серьезная подготовка и многочисленные экзамены. А в Испании, например, учитель не столь статусная профессия. Но и тут, как и в странах победнее, у учителей есть такие гарантии как региональные бонусы, бесплатное жилье при школе на селе, льготный проезд, продуктовые боны, пенсионные льготы, единовременное пособие на пенсии.
В Китае, где учителей почитали как храмовых священников еще при Конфуции, продолжают их уважать поныне. Вершина пирамиды — преподаватель вуза, но и школьные педагоги пользуются всем спектром социальных выплат и гарантий. Но интереснее всего статус учителя в Японии. При относительно скромном заработке педагоги пользуются безграничным уважением общества. Даже иероглиф, обозначающий учителя, переводится как «старший». В транспорте у учителей бесплатный проезд, в магазинах льготные цены, потому что владельцы считают особой честью посещение магазина учителем. Недавняя реформа ввела в школах новую должность ассистента, то есть секретаря учителя. Есть и проблемы, к примеру, страсть к переработкам и пренебрежение отпусками, как повсюду в Японии. Большинство учителей в этой стране мужчины.
Станислава Одоевцева