В Минпросвещения официально поддержали идею сделать патриотический значок обязательным элементом школьной формы. Предложение о введении значка в качестве «атрибута патриотизма, высоких моральных принципов, как было в Советском Союзе» было сделано депутатом Госдумы Яной Лантратовой в середине февраля и вот теперь нашло отклик в министерстве.
Сложно сказать, до какого момента дети в СССР носили значки — в позднем Союзе такого уже не было. Но, несомненно, вся пионерско-октябрятская атрибутика, включая значки, галстуки, барабаны и горны, была частью стройной и хорошо продуманной идеологической системы.
«У детско-юношеских организаций при основании Советов были талантливые высокообразованные идеологи, — рассказывает историк Вадим Алексеев. — Такие, как, например, нарком Луначарский, который знал пять европейских языков. Что касается пионерской атрибутики, тут тоже все было изначально задумано: знамя цвета крови трудящихся, галстук цвета знамени: «Он же с красным знаменем цвета одного». Кончина Ленина тоже, можно сказать, способствовала оформлению стилистики и предметной составляющей пионерской организации. Это стало частью идеологической стратегии на создание культа Ленина.
Но о пионерском значке. Прообразом его стал значок скаута Российской империи начала 20-го века: Георгий Победоносец на геральдической лилии, внизу девиз «Будь готов!»
Как видите, большевики мало что нового придумали. На первых пионерских значках и зажимах для галстука 1922-23 гг. помещался серп и молот на фоне флага. В 1924 году выпустили значки, где в центре был мавзолей Ленина. В 1930-х годах там появился костер из пионерской песни, после 1945 года — пятиконечная звезда, символ Победы. И лишь в 1960-е, во времена «перезапуска» ленинизма после XX съезда, пионерский значок стал таким, каким его помнит большинство выходцев из СССР: звезда с профилем Ленина наложена на огонь, «Будь готов!» по диагонали.
Что касается возвращения детям подобной символики, то, на мой взгляд, имеет смысл взять за основу первоначальный образчик значка скаута. Зачем делать отсылки к такой отжившей социально-исторической формации как «государство рабочих и крестьян»?».
С идеологической наполненностью для новой патриотической работы в школе тоже не все в порядке. Не зря даже название детско-юношеского движения выдумывали долго со скрипом, несмотря на объявленный конкурс. За «Движение Первых» проголосовали не сразу, в три тура. К этому можно добавить, что к РДДМ «Движение Первых», хотя оно и создает уже в школах первичные ячейки, до сих пор нет официального символа и логотипа.
Впрочем, каким бы не оказался новый «пионерский» значок, прикрепляться он должен к школьной форме. Об этом тоже в своем сообщении упомянули в Минпросвете — надо менять закон «Об образовании». Ведь по существующим нормам школам лишь рекомендована форма или некий дресс-код. А строгий ли это «монастырь» или не очень, в смысле одежды, прописано в уставе каждой школы. Кстати, ни федеральный закон, ни внутренние правила никак не регламентирует макияж, цвет и длину волос, и даже такие детали внешности учащихся как тату или пирсинг.
О возвращении в школу единообразной школьной формы много говорят в Госдуме, особенно в последний год. Минпросвещение в лице своего лидера тоже выступает «за». Как и, если верить статистике, 30% родителей, и часть учителей. Аргументы сторонников ношения формы: чисто-опрятно, единообразно, «и мы так ходили», не видно разницы в материальном достатке семей.
Но, например, свежее исследование Департамента психологии НИУ ВШЭ демонстрирует совсем на другой подход к обучению. Ученые рассмотрели изучение иностранных языков, мультикультурность и креативность как компетенции учащегося. И доказали, что они взаимосвязаны. Творческому подходу, креативности в школе надо учить, а не подавлять их. А незашоренность мышления и творческое начало развивают умственные навыки, помогает учить языки.
И наоборот, открытость новому опыту, когнитивная гибкость развиваются и через обучение креативности, и через изучение языков. Ученые считают, что столь необходимые сегодня молодому человеку навыки soft skills (мягкие навыки, комплекс компетенций в разных областях знания — авт.) развиваются только при открытости миру без ограничения личностной свободы и креативного начала у детей. Проще говоря, первое поколение «виртуальной реальности» и гаджетов вряд ли удастся затолкать в узкие лямки фартука времен старой советской школы.
Станислава Одоевцева