Сейчас много разговоров о том, что коронавирус разрушает экономику. Однако страдает не только экономика — под ударом оказалось наше будущее, а именно — наши дети.
Российские школьники окончательно перешли на удаленную учебу. Это уже не тот полуканикулярный режим, который практиковался в начале эпидемии. Теперь ясно: дистанционка пришла в образование всерьез и надолго, до конца учебного года – почти наверняка.
Вот только можно ли такую учебу считать полноценной? Учителя, директора школ и родители практически единодушны: массовое онлайн-образование является фикцией, всего лишь неким подбадриванием детей, чтоб они хоть чуть-чуть мозгами шевелили, хоть что-то делали и не отупели совсем за мультиками или компьютерными играми... Но у этой полуучебы есть очень негативная сторона: сами школьники привыкают относиться к ней несерьезно, как к легкому развлечению. А психологи предупреждают об опасности перенесения такого отношения впоследствии и на обычную, очную учебу. Ведь это у взрослого неделя равна неделе, месяц — месяцу. В детстве же время течет куда медленнее, и неделя — это очень долго, а месяц — практически вечность. За эту вечность отношение к учебе, к собственной ответственности, организованности и пр. могут претерпеть значительные изменения. Дети быстро разучатся учиться.
Ведь как сейчас проходят удаленные занятия? У большинства российских учителей нет ни технической возможности, ни подготовки, ни методик, ни умения вести онлайн-уроки так, чтобы осваивать программу в полном объеме. Занятия начинаются поздно, часов в 10-11, чаще всего педагоги просто дают задания — читайте то-то и то-то, делайте такие-то упражнения. Самые продвинутые из учителей наговаривают свой урок на видео и сбрасывает в общий чат. Тем, кто задания хоть как-то выполняет, ставят пятерки, остальным не ставят ничего. И это вполне объяснимо — как можно требовать знаний от детей, которым ничего толком не объяснили? И у которых подчас нет нормальных условий, компьютеров или других гаджетов, подходящих для дистанционных занятий? Вот учителя и опустили планку для учеников до ниже минимума.
А дети, с которых ничего не требуют, начинают лениться и расслабляться.
«Это ж только единицы такие собранные и целеустремленные, что готовы учиться самостоятельно, без понуканий, без требовательного учителя за спиной, - переживает учительница математики с 42-летним стажем. - Да и те зачастую начинают откладывать выполнение заданий «на потом», замедляют работу, отвлекаются. Ведь не всякий взрослый будет напряженно трудиться, когда не видит стимула работать именно сейчас, что ж говорить о детях! И дело не только в том, что идет потеря времени и знаний в данный период, здесь и сейчас. Хуже всего, что потом, когда, хочется верить, все стабилизируется, школьников будет очень трудно вернуть к прежнему режиму, к прежней ответственности и старанию — человеку расслабиться гораздо проще, чем собраться и сконцентрироваться на работе».
Даже в Москве, где дистанционные занятия налажены очень хорошо, даже в самых продвинутых школах родители замечают этот психологический эффект — дети забивают на учебу, а учителя их не ругают за это, и в результате процесс освоения знаний медленно, но неотвратимо катится вниз. Странно было бы отчитывать кого-то удаленно, правда же? Да, по большинству предметов проводятся видеоконференции, да, ребятам дают задания, а потом проверяют, как они выполняются... Но:
«У нас выпускной класс, и дочь вроде очень хочет поступить в вуз, - сетует одна из мам. - Но как ни зайду к ней в комнату – она или кино смотрит на компьютере, или в игры играет. Мне говорит – мам, отстань, я все уже сделала. Как же сделала, если раньше она каждый день до ночи с уроками сидела! Проверяю задания — и правда все сделано...»
И другие родители из числа тех, кто пытается контролировать учебу, признают — им с трудом удается заставлять детей учиться, даже если раньше эти дети были вполне примерными учениками. Что же говорить о тех, кто всегда был склонен лениться, бездельничать, прогуливать?
В последнее время кое-кто стал переводить детей-старшеклассников на специализированное онлайн-обучение, полагая, что его эффективность выше, а стрессов при нем меньше. Так вот, специалисты по этому онлайн-обучению подчеркивают, что оно подходит далеко не для каждого школьника, а лишь для самых мотивированных, самостоятельных, собранных. И все равно очень желательно, чтоб рядом находился родитель, готовый контролировать этих собранных и мотивированных. Те же родители, чьи дети не выдерживает испытания свободой такого обучения, потом жалуются, что, вернувшись в обычную школу, ребенок просто не в состоянии взять себя в руки. «Удаленка для тех, кто к ней не готов, гораздо хуже, чем каникулы, - утверждают они. - Потому что даже самый маленький ребенок понимает, что каникулы это отдых. А вот того, что учеба лежа на боку — это тот же труд, осознать куда труднее».
Смогут ли наши дети впоследствии выйти из развращающего режима удаленной учебы, не станут ли они еще одним «потерянным поколением» - большой вопрос.
Ирина Селиверстова